Немногочисленные, но тем более драгоценные либералы России, западники и антисоветчики, глядя на одуревшую страну, отчаиваются в истории и в себе. Одни уплывают то ли на философском, то ли на бизнесовом пароходе. Ретирада. Анабасис. Уезжать надо за свой счет, чекисты больше не оплачивают каюту до Гамбурга. И это только начало.
Долгие годы, может быть, десятилетия либералам придется наблюдать торжество хамского, охлократического порядка, ибо путинская диктатура — это диктатура черни по мандату черни. Нет разницы между властью Толпы и толпой Власти. Это не будет Запад, это будет азиатчина. Про «азиатский способ производства» знал даже Маркс и был в ужасе от наших намерений строить в России социализм. Кстати, те либералы, которые остаются, опускаются или до служения (то есть прислуживания) власти на самом холопском уровне («Правое дело», Никита Белых, куча мала деятелей искусства) или до сотрудничества с «красно-коричневыми» («марши несогласных», «Национальная ассамблея», «Другая Россия»), повторяя ошибку интеллигенции старой России — с 1905 года и до февраля 1917-го.
Либералы должны взять себя в руки, иначе они вновь заслужат презрение современников и проклятие потомства. Во-первых, либералы должны сегодня наплевать на народ и на его о них мнение, чтобы иметь возможность сделать что-то для этого народа завтра. Надо забыть о рейтингах и победе на выборах. На выборах выиграют «красно-коричневые» популисты, обещающие бублик и дающие дырку от него. Или прихлебатели власти.
Революция сверху нам не светит в ближайшие 50 лет. Ельцины и даже Горбачевы не часто появляются на свет и еще реже совпадают с Рейганами или ГКЧП и падением в три раза цен на нефть. Да и нам для новой революции сверху понадобилось бы сочетание Столыпина, Франко, Милюкова и Гавела. А это гибрид, который никак не выведешь ни в какой лаборатории.
Значит, остается демократическая революция снизу. Редчайший вариант! Нидерландская революция XVI века с Вильгельмом Оранским и Тилем Уленшпигелем, американская революция XVIII века с Джефферсоном, Патриком Генри и Конституцией, поющая революция в странах Балтии, бархатная в Чехословакии... Все они были национально-освободительными, а нам предстоит освободиться от самих себя, от ордынской и византийской традиций, от холопства, искательства и зверства, от имперского безумного жлобства, от славянской левой коммунитарности, от тщеславия и стремления поучать.
Либералы должны посадить Россию за парту — навсегда, может быть, и уж точно — на столетие. Учиться у Запада. Учиться работать, избирать, ценить свободу, делать добро, уважать себя и других, не кидать мусор на мостовые, мыть тротуары шампунем, жалеть животных, детей, инвалидов и стариков, ничего не просить у «державы». Не надо предлагать народу колбасу вместо свободы. Ничего не надо предлагать, кроме свободы и прав человека. А еду надо заработать. Нет права на еду.
Либералы должны усвоить, что демократия — это не народовластие. Народовластие может привести и к фашизму, и к коммунизму. Демократия — это власть просвещенного народа, который готов собраться под святое знамя либерализма. Декларация прав человека, Пакт о гражданских и политических правах, американская Конституция — вот Евангелие западника, российского либерала.
Либералы должны стать миссионерами, прогрессорами, пророками. И быть готовыми к тому, что воздаяние будет на небесах, а не на земле. «Распространять я стал любви и правды чистые ученья — в меня все ближние мои бросали бешено каменья». Сейчас идет отлив, и нет сил, способных остановить силы лунного притяжения. Но либералы должны стоять, как маяки, ожидая неизбежного прилива. Через десять лет. Через пятьдесят. Через сто. Тогда народ начнет искать берег и либералы укажут его. Берег либерализма, берег индивидуализма и свободы. Тогда и случится то, что мы все планируем: досрочные парламентские выборы. Или кампания гражданского неповиновения. Свобода, капитализм, Нюрнбергский процесс.
А пока либералы не должны не только сотрудничать с властью, но и здороваться с ней. И должны помнить, что в мире нет других ценностей, кроме либеральных, и никакого другого пути, кроме западного. Пока народ не примет эти ценности добровольно, демократия будет трагедией прежде всего для демократов и триумфом для коммунистов и неонацистов.
Народ должен изжить в себе имперскую болезнь и стать очень скромным — как стали скромными и приличными немцы, не мечтающие более о рейхе. Смирение, покаяние, ненависть к советскому прошлому, к ложным победам, к Сталину и СССР — вот тот учебник, который либералы должны принести в тот класс, которым станет кающаяся Россия. Кстати, эту миссию уже 21 год выполняет маленький, всеми брошенный и осмеянный Демократический союз.
Либералы должны поднять знамя либерализма на холме и стоять под ним до конца, не уронив его и не запятнав. Не верить, не бояться, не просить, не лгать. Не сдаваться. Сохранить Прометеев огонь. Стать гонителями коммунистической идеи во всем мире, добиться объявления компартий вне политического закона, вне выборов, и то же проделать с национализмом — вот чем должны заняться либералы.
Виктор Шендерович не прав: правила игры — это еще не все. Хороша только та игра, которую выиграют люди (то есть либералы), а не монстры (то есть нацисты и коммунисты). Играем мы не только за себя, а за страну, и играем не на деньги, а на судьбу. Здесь проигрыша быть не должно. Словом, либералы должны сохранить чистыми и руки, и помыслы. А остальное все приложится, как учил Окуджава.