В солнечный зимний день я спускалась к Нижней Лавре, спеша на назначенную аудиенцию у наместника Киево-Печерской лавры епископа Павла. Недалеко от резиденции наместника меня остановила немолодая женщина, как потом выяснилось — постоянная и ревностная прихожанка Лавры, с которой связана вся ее жизнь. Здесь она венчалась, здесь крестила своих детей и внуков, здесь отмечает все воскресенья и церковные праздники. В тот день приходила заказать молитву за выздоровление больной матери. Более Святого, чем Лавра, места на земле она не может даже вообразить.
Мы разговорились. Новая знакомая удивила меня тихой но уверенной набожностью, которая, очевидно, была частью не только ее видимой жизни, но и натуры. Что, согласитесь, не так часто встречается. Так же, как хорошее знание Святого Письма, собственно — Евангелий, тексты которых заметно повлияли на речевой лексикон женщины.
Весьма приятно было узнать, что женщина — постоянная читательница газеты «День». Как она простодушно объяснила, «сначала подписались, потому что «День» — самая дешевая газета, а потом — с радостью удостоверились, что она — наилучшая!» (Прошу прощения у скептического читателя, но искушение велико — не очень часто слышишь такие хорошие слова.) И действительно, женщина обнаружила незаурядную осведомленность в тематике и авторах «Дня», в частности (но не только), о тех, кто описывает церковную жизнь страны.
Это была одна из тех встреч, тех разговоров, которые наполняют — хотя бы ненадолго — журналиста оптимизмом. Судите сами, прихожанка Киево-Печерской лавры оказалась стойкой подписчицей «Дня», газеты, которая вряд ли может рассчитывать на особую благосклонность священноначалия. Выходит так, что духовное бытие моей случайной знакомой не имеет ничего общего с той политизированной церковной жизнью, которая бурлит на страницах газет, а также — в середине церкви. Вера и политика были для нее «вещи несовместные», как бы ни пересекались. Одна — для души, другая — для интеллектуального интереса, для «образования», как сказала женщина.
Как ни удивительно, но эта верующая осталась полностью нечувствительной к политико-церковной демагогии, которая раздается сегодня не только со страниц православных изданий, но и с амвонов. Вроде той, например, шумной кампании, которую митрополит Агафангел сейчас «раскручивает» в Одесской епархии ради весьма насущной для его паствы цели. А именно — не допустить приезда Римского папы в Киев и Львов. Женщина не подпала также под влияние псевдокатехизиса, «учения», где речь идет о «неблагодатных», «неканонических», «раскольнических», «еретических» украинских церквях. По-видимому, из- за того, что ходит она в церковь только ради того, чтобы молиться.
Прихожанка УПЦ МП продемонстрировала свою непринадлежность к «эксклюзивному православному политическому клубу» еще своим интересом к жизни других христианских церквей, а особенно — к личности папы Иоана Павла II. «Это же нужно, — наивно говорит моя новая знакомая, — такой старый человек и такой мудрый! Пусть Бог даст ему здоровье!» И прибавляет, что вырезала портрет папы из газеты «День», — для нее он совсем не враг (как, скажем, для ее епископа), а известный интересный экзотический человек из другого мира. «Почему я должна ненавидеть незнакомого человека? И за что? — удивленно отвечает женщина на мой удивленный вопрос. — Я же христианка!» Хорошо было бы папе Иоану Павлу II встретиться с этой православной украинкой, — уверена, что они обязательно нашли бы между собой общий язык.
Неожидаемая встреча в Лавре (о которой я в тот же день рассказала владыке Павлу) еще раз напомнила о том, как мы — все мы — меняем сущность многих очень важных для духовной жизни человека понятий. Ведь политизированное боевое православие (вспомните хотя бы Союз православных братств Украины) — это уже и не православие совсем. Так же храм, который стал объектом соперничества и вражды, а то и полем брани, перестает быть домом Божьим, превращается в «гроб повапленные». Или — еще хуже — в агитпункт. А иерарх, который более напоминает Чапая с саблей в руках, чем пастыря, есть только ряженым в сакральные ризы, а не смиренным слугой Божьим.
Во все времена в течение 2000 лет в лоне церкви прорастала различная ересь, которая искривляла каноническое учение и которую церковь безжалостно искореняла. Кажется, сейчас мы имеем дело еще с одной ересью. Ее сторонники открыто используют церковь ради того, чтобы навязывать верующим те или иные политические взгляды и тем самым отвлекать их от служения Богу. (Может, это ересь «политфелитизма»?). К превеликому счастью, далеко не все верующие чувствительны к пылким искушениям ереси, как это засвидетельствовала милая встреча на крутом спуске Лавры.