Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Старик и море

В Национальном музее «Киевская картинная галерея» представлена выставка, посвященная творчеству Ивана Айвазовского
21 сентября, 2017 - 17:35
БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ЭКСПОЗИЦИИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ПОЛОТНА МАРИНИСТОВ XVIII — XX ВВ.

Экспозиция  называется «Гений и море. Традиции, поиски, открытия» и подготовлена  к 200-летию Ивана  Константиновича, а также к  95-летию создания  Киевского музея. Большую часть из представленных  на выставке  работ (более  полусотни полотен маринистов XVIII — XX вв., в частности, знаменитую «Волгу у Жигулевских гор» самого И.Айвазовского) можно увидеть только здесь и сейчас. Потом они снова вернутся в музейные запасники.

Как на слух нашего современника, у морских пейзажей — выразительное женское имя: «Марина». Вместе с тем, «портреты» моря, взволнованного или спокойного, подсвеченного солнцем или луной, под небом цвета свинца или оттенка расплавленного золота, — наиболее маскулинский жанр в живописи. Художниками-маринистами — практически как и моряком, — еще до недавнего времени становились тоже только мужчины. В этом есть что-то очень эротичное. Море — даже на полотнах — любит сильных. И не прощает сентиментов.

— Все работы — исключительно из наших запасников: мы хотели еще раз показать, насколько уникально наше собрание, и потому сознательно не привлекали коллег, — рассказал «Дню» директор «Киевской картинной галереи» Юрий ВАКУЛЕНКО. — В постоянной экспозиции можно увидеть не более пяти работ из числа представленных на выставке. А некоторые вообще выставляются впервые.

ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ «ВОЛГА У ЖИГУЛЕВСКИХ ГОР»,  1887 Г.

Выставка занимает весь первый этаж. Но пяти залов заметно мало для взволнованной морской стихии. Ведь одной только «Бури» (1872) — центральному полотну выставки (и лучшему авторства Айвазовского в киевской музейной коллекции) в идеале можно было бы отдать отдельный зал. Как, впрочем, и хрестоматийной «Волге у Жигулевских гор» (1887). Эта масштабная картина, написанная художником в мастерской в Феодосии, де-факто закрывает экспозицию. (Хотя и выглядит немного странно среди крымских пейзажей разных авторов). Впрочем, что касается этой выставки, «слишком много» произведений — это хорошо для зрителя, а совсем не плохо... Всего в коллекции Национальной галереи — 18 шедевров Ивана Айвазовского. Кроме них и творчество современников, «Гений и море» включает еще и фото работ самого известного в мире мариниста, которые музей потерял во время Второй мировой войны. А также уникальные предметы «морского» быта из коллекции Музея Шереметьевых.

«Гений и море» — очередная выставка произведений И.К. Айвазовского. По словам Юрия Вакуленко, в этот раз целью музейщиков стало — показать создателя «Девятого вала» именно украинским художником. «Перед вами — в частности, украинские пейзажи, включая крымские. Это — наша земля. Именно Иван Константинович стоял у истоков украинского пейзажа в целом, не только морского, — и мы это продемонстрировали», — не без гордости рассказал  директор музея.

ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ «БУРЯ», 1872 Г.

На самом деле о государственной, национальной и других «принадлежностях» морского гения, равно как и его коллег (в экспозиции можно увидеть итальянские морские пейзажи Николая Ге, морские пейзажи Л.Ф. Лагорио, К.Ф.Богаевского, нежнейшие «крымские» акварели Макса Волошина и так далее), просто ... забываешь. Стоит оказаться на выставке. По сути, «Гений и море» — это приглашение к великому и прекрасному путешествию: к морю, к истории, в том числе истории живописи, к ... Впрочем, какой ментальный путь ближе лично ему, каждый зритель должен определиться сам.

Как известно, Иван Константинович был заядлым путешественником. А свои картины чаще всего писал уже в феодосийской мастерской, по памяти. Обыграв этот факт, куратор выставки, ведущий научный сотрудник Национального музея «Киевская картинная галерея» Марьяна Кружкова сгруппировала полотна экспозиции не по хронологии — разбила по тематике. И каждый из пяти залов превратился в отдельное «путешествие». Самый первый предлагает экскурс в историю жанра марины в нашей стране. Кроме знаменитой «Бури» Айвазовский, здесь можно увидеть, например, крымские акварели художника ХVІІІ в. Же.-Б. де ла Траверса. (Экспонируются впервые). Следующие залы посвящены морской баталистике, итальянскому пейзажу... А в самом финале предлагаются Крым — и подборка работ учеников, последователей и просто преемников И.Айвазовского.

Самые сильные впечатления производят залы, заполненные преимущественно работами самого «гения моря». Графические зарисовки «Штиль» (1850) и «Шторм» (1850) запоминаются мастерством графики. Пейзажи маслом, включая не связанные с темой моря, наподобие «Афинского Акрополя» (1887), поражают светом: они словно освещают окружающее пространство. «Итальянский» зал «с Айвазовским» и современниками даже визуально кажется светлее всех остальных — словно здесь лампы более мощные.

Море не любит сентиментов. Но подчиняется любящим себя безгранично. Таким и был Иван Айвазовский, не променявший его ни на Санкт-Петербург, ни на какой-либо другой город любой страны мира. «Гений и море» — это также и путешествие по биографии гениального живописца. Где каждая глава жизни и творчества в каждом зале проиллюстрирована репродукциями самых известных портретов мастера. Есть, в частности, и заказанный ему галереей Уффици. Но это, так сказать, «история в истории», «выставка внутри выставки» для самых сведущих.

 Экспозицию можно увидеть до 31 октября 2017 г.

Ганна ПАРОВАТКИНА. Фотоиллюстрации автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ