Постановки Анатолия Федоровича всегда проходят с аншлагами, а артисты балета соревнуются за честь играть в его спектаклях! По традиции, Фестиваль открылся 17 мая, в день рождения мастера (всего на киевской сцене Шекера поставил 19 балетов и танцы в 11 операх). Среди спектаклей-брендов, которые и сегодня украшают афишу Национальной оперы, это сказочно-лирическое «Лебединое озеро», философская притча «Легенда о любви», поэтически-драматические «Ромео и Джульетта», героико-эпический «Спартак», страстно-утонченное «Болеро» и другие. Хореограф имел дар создавать масштабные постановки, причем его так называемая «массовка» никогда не была просто толпой, а сольные партии он поручал исполнять лучшим из лучших артистов, которые могут продемонстрировать не только виртуозное владение танцевальной техникой, но и свое драматическое мастерство, передавая на языке пластики самые трепетные человеческие чувства. Наверное, именно поэтому проходят годы, а спектакли Анатолия Федоровича не стареют и продолжают волновать публику.
Ныне выросло несколько поколений танцовщиков и хореографов, которые прошли Шекеровский мастер-класс, а творчество Анатолия Федоровича прославило нашу страну и украинскую балетную школу. Он стоит в одном ряду с такими мастерами, как Петипа, Баланчин, Бежар, Григорович. Храня классические традиции, Шекера нашел свой выразительный танцевальный «язык». Много лет он был главным балетмейстером Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко (ныне Национальная опера Украины), а артисты отшлифовывают свое мастерство на постановках Анатолия Федоровича не только в нашей стране, но и за рубежом, в частности, Хорватии, Турции, Македонии.
Благодаря подвижничеству вдовы Шекеры, в прошлом прекрасной балерины, а в настоящее время педагога-репетитора Элеоноры Михайловны Стебляк, постановки Анатолия Федоровича продолжают свою жизнь на киевской сцене. В этом году лауреатом Премии им. А. Шекеры стала солистка Национальной оперы Ольга Голица. За пять лет она продемонстрировала яркость таланта, овладела серьезными сольными партиями, среди которых Лилея в одноименном балете К. Данькевича, Белоснежка («Белоснежка и семеро гномов» Б. Павловского), Сванильда («Коппелия» Л. Делиба), Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева), Фригия («Спартак» А. Хачатуряна), сольные номера в спектаклях «Дон Кихот», «Баядерка» Л. Минкуса, «Корсар» А. Адана, «Лебединое озеро» П. Чайковского. Эта молодая прима является лауреатом Международных конкурсов «Юность балета» (2001, I премия), «Артек» (2002), им. Сержа Лифаря (Киев, 2004, I премия), им. Агрипины Вагановой (Санкт-Петербург, 2006, ІІІ премия).
Сегодня балетную труппу Национальной оперы возглавляет ученик Шекеры — Виктор Яременко, который продолжает традиции, заложенные Анатолием Федоровичем. Фестиваль дарит зрителям встречу с замечательными мастерами танца: Еленой Филипьевой, Ольгой Голицей, Константином Пожарницким, Игорем Булычевым, Андреем Гурой и др.
— Шекера обогащал балетный репертуар произведениями украинских композиторов (Данькевича, Кирейко, Дичко, Губаренко, Скорика, Станковича), использовал фольклорную тематику, в которую влюбился еще во Львове (в 1964—1966 гг. он работал балетмейстером Львовского театра оперы и балета). «Из девятнадцати балетов, поставленных Анатолием Федоровичем в Киеве, семь созданы на музыку современных украинских композиторов, — подчеркнул автор монографии «Анатолий Шекера. Великий украинский хореограф» Василий ТУРКЕВИЧ. — Есть ли в Украине другой балетмейстер, который сделал столько для национального хореографического искусства? Напомню, для своего киевского дебюта в 1966 г. хореограф избрал «Легенду о любви» Арефа Меликова. Это одно из самых сложных философских и драматических произведений. Постановка Шекеры выходила далеко за рамки так называемого «любовного треугольника». Не в романтике большой и неугасающей любви и трагических отношениях между Ширин, Мехмене-бану и Ферхадом хореограф видел квинтэссенцию балета, а в изображении наивысших идеалов человека — бороться за свободу. Посредством танца Анатолий Федорович показывал сложные, общечеловеческие и общефилософские проблемы. (В прошлом году вдова Шекеры — Е. Стебляк — обновила эту балетную «жемчужину», которую подготовила к 75-летию мастера. — Т. П.).
Для Анатолия Федоровича балет — та же драма, со своими характерами, ремарками, подтекстом, тем, что Станиславский называл «сверхзадачей». Не красивое зрелище, а проникновение в мир героя, понимание психологического состояния его души. Шекера всегда настойчиво искал собственную стилистику хореографической партитуры спектакля, где бы танец становился органическим воплощением музыки, был насыщенным, приобретал форму постоянного движения и естественного перехода из позиции в позицию, приобретал полифоническое звучание. В значительной степени ему удалось этого достичь в балете «Каменный властелин» Виталия Губаренко. Шекера много экспериментировал, он открывал новые пути в обогащении хореографической палитры изобразительных средств, достаточно смело наполнял ими не только современные, но и классические балеты.
Он поставил очень разные по содержанию и стилю спектакли. Знаковым в творчестве мастера стал балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Постановщик, идя от драматургии музыки, достаточно четко изображает не только интимность и чистоту чувств героев, но и углубляет зрителей в драматическую сущность трагедии Шекспира. В этом балете Анатолий Федорович, в первую очередь, искал единства трагического с поэтическим, того жизнеутверждающего идеала, перед которым было бессильно мелкое и повседневное. Он предельно заостряет и чувства, и конфликты, давая возможность зрителю не только увидеть, но и пережить трагедию, почувствовать, как болит обнаженный нерв. «Ромео и Джульетта» стал балетом неподдельных чувств, глубоких конфликтов и динамики жизни. Этот спектакль, созданный в 1971 году, и сегодня является украшением киевской сцены (за балет Анатолий Шекера получил медаль ЮНЕСКО).
Почти все постановки хореографа отличаются динамикой и экспрессией сценического действия, временами до калейдоскопичности, создавая ситуативный набросок исторически-временного пространства (просцениум в «Спартаке» Арама Хачатуряна, который дает яркое виденье агрессивных римских времен) с нарастанием к последующему полифоническому насыщению хореографической партитуры спектакля. Кстати, на премьере присутствовал композитор, который назвал киевскую версию лучшей. «Спартак» стал одним из самых глубоких и наиболее интересных хореографических прочтений партитуры Арама Хачатуряна. Танец и музыка слились в целостную полифонию постановки, где каждое движение, каждое па, каждая мизансцена наполнялись соответствующим музыкальным ритмом и чувством. «Спартак» — это многоплановая героико-трагедийная танцевальная поэма.
В одном из интервью А. Шекера сказал: «Хореографическое искусство многогранно. Уверен, балет может все! Но важно другое: что ему предназначено? Природа балета божественна. Она должна возвращать людям красоту, а не прославлять нищету рефлексии. Балет обязан выражать проблему идеала. Пока я возглавляю этот коллектив, не допущу на киевской сцене эрозии нашего искусства, не позволю высокой эстетике академической хореографии разменять себя на современную агрессивную пластику. Другое дело, что балет должен развиваться. И я допускаю, что танец-модерн будет служить классике. Но наоборот — никогда!»
Анатолий Федорович мечтал поставить философско-эпический балет «Потерянный рай», осмысливал литературный текст, присматривался к современным композиторам, которые могли бы воплотить его замысел в партитуру. Но, к сожалению, тяжелая болезнь и смерть не дали возможности реализовать этот замысел.
Свыше сорока лет, отданные Шекерой творчеству, не были для него легкими и счастливыми (так, фольк-оперу «Цвет папоротника» Е. Станковича партийные чинуши в советское время не позволили показать, и много лет композитор и хореограф носили клеймо «националистов»). Хотя Анатолия Федоровича признали и оценили званиями, премиями, медалями и наградами балетных конкурсов. Он стал первым балетным хореографом, удостоенным Национальной премии имени Тараса Шевченко! К сожалению, наивысшую в области искусства награду нашей страны, служению которой он отдал сердце и талант, великий хореограф получил лишь за две недели до смерти. По-видимому, уже пришло время не только проводить балетные фестивали, но и организовать Конкурс хореографов, который бы носил имя А. Шекеры!
— Современное украинское балетное искусство, его самые яркие достижения на перекрестке двух веков и тысячелетий неоспоримо ассоциируются с творчеством Анатолия Шекеры, который стал основоположником самого сложного современного явления — масштабного полифонического и многопланового, психологически ангажированного на внутреннюю драматургию спектакля, которое стало доминирующим киевской балетной сцены, — подчеркнул Василий ТУРКЕВИЧ. — Постановки Анатолия Федоровича определяли исполнительский уровень балетной труппы Национальной оперы. В спектаклях Анатолия Шекеры реализовало свой творческий потенциал несколько поколений выдающихся мастеров киевской сцены, как реализуют и те, кто начал свое творчество уже после того, как выдающийся хореограф в 2000 году ушел из жизни. Время неумолимо отдаляет нас от Анатолия Федоровича Шекеры, имя которого уже вписано золотыми буквами в историю украинской культуры.
27 мая на гала-концерте зрители увидят видеоролик, в котором на экране появится Анатолий Федорович Шекера (будут продемонстрированы кадры репетиций и несколько фрагментов интервью мастера, записанные в разные годы), потом премьеры и прима-балерины труппы, молодые артисты исполнят фрагменты из балета «Спартак», половецкие пляски из оперы «Князь Игорь», романтическую импрезу «О любви» (на музыку Е. Крылатова), «Болеро» — из наследия Шекеры, а Вадим Федотов (он танцевал во всех постановках Анатолия Федоровича и себя называет его учеником), который в настоящее время работает в Америке, представит модерный номер «Моя Жизель» (главную партию исполнит киевская прима Елена Филипьева) и др. Сегодня жизнь мастера продолжается в его балетах, нашей памяти и в учениках, которые продолжают шекеровское дело и «на языке хореографии умеют рассказывать обо всем»!