Есть профессии, без которых развалится мир. Учителя, врачи — это люди, без которых невозможно наше прошлое, день сегодняшний и будущее. Это человек, дающий знания, который имеет авторитет, может быть другом для ребенка и матерью (отцом). Кто не хочет отдать ребенка в хорошую школу? Каждым родителям небезразлично, где будет учиться их дочь или сын, кто будет у них авторитетом, кого они будут слушать ежедневно. А что такое хорошая школа? Спросите у родителей, они ответят: «Это школа, где есть хорошие учителя». Что такое хороший, престижный детский сад? Это садик, где есть хорошие воспитатели. «Хорошие» автоматически означает — профессиональные, знающие предмет, а также самоотверженные, любящие и понимающие детей. Родители говорят: «Все школы одинаковые, все зависит от педагогов». И это действительно так.
Но меняется мир — информация стала доступной, ее можно получить из многих других источников (телевизор, интернет), не только от учителя — и у людей меняется отношение к педагогам. У профессии учителя, преподавателя давно нет какой-то тайны, которая наверняка чувствовалась еще лет 100 тому назад, когда между людьми было четкое разделение на образованных и необразованных; исчезли уважение и признание, которые держались еще лет 20 тому назад, в советское время. Каждый третий украинец сейчас говорит, что профессия учителя — непрестижная (33,1% — данные Института Горшенина, Киев). А что такое престижность? Возможно, эти респонденты считают, что престижность — это там, где деньги. Такие условия диктует нам общество потребления. И мы не можем их не принимать, потому что все-таки живем среди людей и сравниваем себя с другими. Однако каждый пятый украинец считает профессию учителя престижной. По-видимому, украинцы, так отвечающие интервьюерам, под престижностью подразумевают значение учителя в собственной жизни или его значение в жизни ребенка. Согласно данным, профессию учителя назвали «обычной» 42,2% граждан Украины.
Через два дня — праздник. В первую субботу октября учителя отмечают свой профессиональный праздник, принимают поздравления от детей и родителей. По данным социологов, поздравлять учителей с профессиональным праздником украинцы считают лучше всего цветами (40,2%), деньгами (36,7%) и кондитерскими изделиями (28,4%). Каждый пятый опрошенный (20,3%) считает, что лучше всего дарить парфюмерию и косметику, 4,2% — алкоголь, 3,8% — мелкие бытовые приборы. Вариант «другое» выбрал каждый шестой украинец (15,1%), а 11,2% респондентов заявили, что не собираются поздравлять учителей. Не определились с ответом на этот вопрос 4,3% опрошенных.
Поинтересовались социологи и отношением украинцев к качеству отечественного образования. Согласно полученным данным, почти половина украинцев (45,2%) удовлетворительно оценила качество образования, которое предоставляется современной средней школой. Четверть опрошенных (24,9%) оценили его как «хорошее», каждый пятый (19,4%) дал оценку «плохо» и только 5,8% опрошенных оценили качество среднего образования в Украине на «отлично». Затрудняются с ответом на этот вопрос 4,7% респондентов.
Большинство опрошенных (65,5%) считает, что Украина нуждается в реформе школьного образования. При этом почти половина респондентов (45,4%) считает, что такая реформа скорее нужна, а каждый четвертый (20,1%) — точно нужна. Более четверти наших сограждан (27,9%) не видят необходимости в реформе школьного образования. Из них 22,1% ответили на этот вопрос — «скорее нет», 5,8% — «точно нет».
В этом исследовании его организаторы не детализировали, что же имеют в виду украинцы, когда говорят о реформе школьного образования. Но в предыдущих исследованиях, сделанных Институтом управления им. Горшенина, большинство опрошенных сходилось на том, что в школах нужно обновлять оборудование и повышать учителям заработную плату.
В любом случае, все мы зависим от учителей, от их мастерства, профессионализма, от того, как они относятся к работе, и как государство относится к ним. Очевидно, на государственном уровне понимают, что именно учителя формируют интеллектуальный потенциал нации. Если бы это понимание было пропорционально заботе об отечественных педагогических кадрах...
КОММЕНТАРИИ
Максим СТРИХА, экс-заместитель министра образования и науки, доктор физико-математических наук:
— Престижность учителя резко снизилась, что подтверждается многими вещами. В пединституты идут часто далеко не самые сильные дети, выпускники пытаются работать где угодно, только не в школах. Об этом свидетельствует и зарплата учителя, и его социальный статус, когда человек обречен выполнять любые указания начальства и обеспечивать что угодно, вплоть до избирательных кампаний власти. Мы являемся свидетелями того, как учителя могут только в кулуарах выражать протесты против того, что делается в Министерстве образования и науки. Мы имеем беспрецедентную ситуацию, когда Министерство работает без программ, когда перекраиваются учебные курсы, когда то, что делалось два десятилетия подряд, изменяется на противоположное. Но учитель всегда бесправен. Падение престижности учителя случилось не 20 лет тому назад, а значительно раньше. Вспомните культовый советский фильм «Ирония судьбы, или С легким паром», где встречаются два героя — врач и учитель. Так они говорят, что у нас с вами самые замечательные и важнейшие профессии, но, судя по заработной плате, это далеко не так. То есть такой излом случился еще в советские времена. Мы просто фиксировали такую ситуацию, но не улучшили ее, потому она, возможно, еще и ухудшилась. Конечно, статус учителя традиционно для Украины был высоким в давние времена. В конце концов, в Галичине учителя еще сто лет тому назад называли профессором. Моя покойная прабабушка, которая жила в Надднепрянщине, имела звание «Народного учителя», она была самым уважаемым человеком на селе. А теперь дети, я не говорю о детях «мажоров», а о прагматичных детях, слишком рано понимают, что в этом мире почем. К сожалению, очень мало уважают учителей, зная об их зарплате и их проблемах. Разговоры о поднятии престижности учителя кажутся мне вещами идеалистичными и оторванными от реальной жизни. Власть никогда не будет делать ничего для того, чтобы учитель занял в обществе должное ему место. Мы должны пережить эту власть, а тогда уже говорить о ситуации по улучшению престижности работы учителя. Родители кровно заинтересованы в том, чтобы влиять на институт учительства, в демократических государствах так и происходит. А для этого наше общество должно стать гражданским и научиться вкладывать в свое будущее.
Василий КРЕМЕНЬ, президент Академии педагогических наук Украины:
— Статус учителя в украинском обществе не отвечает ни значимости его работы, ни ее сложности, потому не может удовлетворить общество в целом. Непрестижность работы учителя ведет к тому, что лучшие ученики-выпускники школы не идут в педагогические университеты, а лучшие выпускники университетов не идут работать в школы. А из нелучших школьников трудно сделать лучшего учителя. Ввиду малопрестижности этой профессии, мы закладываем основы для отставания нашего образования на ближайшее десятилетие. Потому что учителя, которые приходят в школы, работают здесь по 30—40 лет. Я уже не говорю о том, что не может образование в полной мере готовить человека к жизни в современном мире. Мы должны понять, что при всей важности профессии учителя она особенно важна, потому что новые требования к человеку должны соответствующим образом реализовываться при формировании ребенка в образовании, в частности, в школе. Непрофессиональный учитель этого не может сделать. Потому ситуация складывается таким образом, что имеем учителей — истинных подвижников своего дела, но, нет где правды деть, среди них есть и те люди, которые не смогли себя зарекомендовать в других сферах, и от этого страдает вся система образования. Мы должны сделать так, как в Финляндии, где, начиная из вступления в университеты, профессия учителя является третьей после медика и юриста. У нас она является последней по конкурсам и всем показателям. Адекватная престижность профессии учителя является требованием общества, последующего его развития. Для начала нужно повысить заработную плату и пенсию учителям. Потому что время выставляет новые требования, а когда в образовании работает избыточное количество людей пенсионного возраста, то, при всем почете и уважении к ним, это плохо для образования. Также нужно моральное признание учителя со стороны общества и государства. Нужно постоянно поддерживать в обществе мнение о престижности профессии учителя. Будет общественное мнение соглашаться с этим, тогда будет легче завоевать эту престижность.
Елена ЛИЩИНСКАЯ, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии НАН Украины:
— Я часто провожу среди студентов и государственных служащих занятия, связанные с социумом и социальным статусом. И провожу такую игру — на карточках пишу названия профессий и прошу группу из 12 лиц посортировать эти профессии в соответствии с социальным статусом. Такие занятия я делала время от времени в течение последних шести-семи лет. По результатам этих занятий, учитель стоит где-то в конце рейтинга, иногда даже после водителя. И когда учитель оказывается так низко в рейтинге профессий, тогда в группе взрывается дискуссия. Потому что, с одной стороны, понимается, что социальный статус учителя сегодня действительно такой низкий, а с другой — аудитория разочарована по этому поводу, потому что так быть не должно. На первом же месте стоят депутаты, теневой бизнесмен, налоговые инспекторы, то есть все, что касается экономики и права оказывается на верхних позициях рейтинга. А что касается профессии врача, учителя, психолога, то они занимают нижние ступени этой вертикали. Причины этого кроются в том, какие основные ценности доминируют в обществе. Если мы приняли идею рыночной экономики, это нормально, но идею рынка продвинули очень широко и фактически перенесли это на духовные и семейные отношения, а также на культуру. Но рыночной может быть только экономика. Таким образом, размывается иерархия ценностей. Вторая проблема в том, что учителем работать таки трудно. Необходимой поддержки у них нет. Хотя теперь зарплата учителя приблизительно такова же, как у всех других людей с высшим образованием, но не только это является признаком престижности. Учитель работает с детьми, а наше общество в этом плане очень дикое, к детям у нас относятся не как к основной ведущей ценности. Допускается, что с детьми могут работать специалисты неграмотные и некомпетентные, и эти критерии не такие важные, как для специалиста, который работает с родительскими клиентами. Думаю, со временем престижный социальный статус учителя возобновится. Для этого должна быть социальная защита педагога, потому что если милиционеры с трудностями, но получают квартиру, то почему бы не давать жилье и учителям. А также они должны иметь социальный пакет, а его в учителя нет.