Россия и Украина пока не могут договориться и начать транзит российского газа. Замерзающая Европа теряет терпение и доверие к «Газпрому». Евросоюз предупреждает, что будет искать альтернативные пути обеспечения газом. Через несколько лет это может стать реальностью.
«Газпром» не оставляет попыток возобновить транзит газа в Европу через Украину. В ночь со среды на четверг «Газпром» направил в объединенное диспетчерское управление НАК «Нафтогаз Украины» очередную заявку на транзит 99,2 млн. куб. м газа в сутки с 10.00 часов через ГИС «Суджа», из них 13,9 млн. куб. м предназначены потребителям Молдовы, 63,1 млн. куб. м через ГИС «Орловка» в балканском направлении и 22,2 млн. куб. м через ГИС «Ужгород» потребителям Словакии.
Однако Украина вновь отказала «Газпрому» в транспортировке газа в Европу.
«В ответ был снова получен отказ в осуществлении транзита под предлогом отсутствия технического соглашения об условиях сдачи-приемки газа на приграничных ГИС в 2009 году. Хотя отсутствие в настоящее время технического соглашения при наличии действующего с 2003 по 2013 год контракта на транзит не является основанием для прекращения транзита по территории Украины», — говорится в сообщении «Газпрома».
Между тем Молдова и Приднестровье в среду вечером все-таки получили газ. По данным правительства Молдовы, поставки в минимальных объемах стали возможны после того как Украина вечером 14 января возобновила поставку природного газа в Одесскую область.
Очевидно, сработала схема, предложенная накануне главой «Газпрома» Алексеем Миллером для Словакии. «Речь идет об обменных операциях, когда «Газпром» поставит газ для внутреннего потребления Украины, 20 миллионов кубометров, а Украина поставит их из подземных хранилищ газа (ПХГ) на западные границы для потребителей Словакии», — предложил он, добавив, что такая же схема поставок может быть использована для обеспечения потребления Молдовы, которая оказалась в крайне сложной ситуации. Приднестровский район, например, практически полностью лишился газа. А потребление газа промышленными предприятиями в Молдове снизилось на 50%.
Однако вчерашняя небольшая поставка не решила проблемы.
В среду президент России предложил провести саммит стран-потребителей российского газа 17 января в Москве. Приглашена и Украина. Украинский премьер Юлия Тимошенко поддержала российскую инициативу, однако настаивает на проведении встречи на нейтральной территории.
Пока стороны выясняют политические отношения, Европа уже заявила о том, что Россия и Украина потеряли «очень значительную долю доверия» со стороны Евросоюза за время газового конфликта, заявил глава представительства Еврокомиссии в Москве Марк Франко.
По его словам, этот процесс может привести к ряду судебных исков, так как проблемы, связанные с договорными обязательствами, решаются на основе арбитража.
Некоторые пострадавшие от российско-украинской газовой войны уже заявили о намерении подать в суд на «Газпром» за недопоставки газа транзитом через Украину. Например, греческая газовая компания Greek Public Gas Corporation (DEPA) намерена потребовать компенсацию в размере $1 млрд.
Сложившаяся ситуация заставила Европу задуматься об иных путях обеспечения себя газом.
Еврокомиссия признает, что на данный момент альтернативы поставкам газа из России нет, но подчеркивает, что в перспективе Европа может переключиться на других поставщиков.
«Альтернатива зависит от сроков: если завтра — то альтернативы нет, если через год — то несколько вариантов, через пять лет — множество. В долгосрочном плане могут быть другие поставщики», — заявил Франко в четверг на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса». Он, правда, заметил, что намерение Евросоюза диверсифицировать поставки газа не несет антироссийской направленности. «Мы хотим, чтобы Россия оставалась нашим стратегическим партнером, включая сферу энергетики, и считаем ее надежным поставщиком», — отметил Франко.
«С Марком Франко можно согласиться. Почти. Вернее будет сказать так: если завтра, то альтернативы нет, через год — тоже нет, через двадцать лет — альтернативы появятся», — говорит начальник отдела экономического анализа Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров. Во-первых, есть варианты наращивания альтернативных мощностей перекачки российского газа. Это Nord Stream и усиление мощности газопроводов через Беларусь. Через пять лет Россия будет в состоянии варьировать направления газового экспорта в Западную Европу, говорит эксперт. Во-вторых, есть варианты поставок нероссийского газа в обход Европы: «Речь прежде всего о Набукко. Это сложный, дорогой и небезупречный проект, проходящий через геополитически нестабильные регионы. Над ним европейцы бьются с переменным успехом уже много лет».
Третий путь — наращивание европейской газодобычи и импорта газа из Северной Африки и других регионов, в том числе со строительством мощностей сжиженного природного газа.
«Африканский регион наиболее перспективный поставщик сжиженного природного газа, — указывает управляющий партнер НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Иван Андриевский. — Поэтому проекты по организации поставок СПГ будут конкурировать с транссахарским газопроводом. Однако если трубопровод через Африку в ЕС начнет реализовываться, то масштабных проектов в плане СПГ, скорее всего, не будет».
Что же касается собственных возможностей Европы в плане обеспечения своих потребностей, то «в перспективе на 20 лет появляются варианты — альтернативная энергетика и ренессанс атомной энергетики», — считает Винокуров.
«Отдельные страны Евросоюза уже активно переходят на возобновляемые источники энергии, — соглашается Андриевский. — Например, Швеция к 2020 году полностью планирует отказаться от органических источников топлива. Исландия намерена осуществить такую же программу к 2050 году. Великобритания активно использует энергию ветра и волн, и к 2012 году эти источники будут обеспечивать около 10% всего энергопотребления страны. Испания и Германия делают ставку на энергию ветра — ежегодно использование ветроэнергетики в этих странах увеличивается на 25%. Таким образом, в последние годы Евросоюз все более активно осваивает альтернативные источники энергии».
Газовый конфликт России и Украины и приостановка поставок российского газа в Европу, очевидно, будут способствовать увеличению финансирования Евросоюзом программ по развитию АИЭ, полагают эксперты. Также это должно будет ускорить продвижение проектов газопроводов из Африки и Средней Азии в Европу.