«Практика регулирования цен на хлебобулочные изделия сегодня себя в Крыму не оправдывает. Она дает повод недобросовестным производителям спекулировать на проблеме, — заявил председатель Верховной Рады Крыма Анатолий Гриценко. — Уже наблюдались неоднократные попытки крымских крупных товаропроизводителей завысить цены на хлеб за счет тех решений, которые приняты Советом Министров АРК». Об этом Гриценко говорил журналистам после посещения хлебной ярмарки, состоявшейся в Симферополе.
Многие экономисты давно высказывали сомнения в целесообразности административного ограничения цен на хлеб и другие продукты, к чему уже несколько лет прибегает правительство Крыма. Директора хлебных предприятий недоумевали: «Мы не знаем, что такое «социальный хлеб». Мы считаем весь хлеб «социальным», тем не мене цена на него, как и на все другие товары, должна формироваться по экономическим законам».
«Походив по ярмарке и пообщавшись с хлебопеками, мы пришли к необходимости отмены постановления Совета Министров автономии, которое регулирует цены на некоторые сорта хлебобулочных изделий, производимых на территории Крыма, — делился впечатлениями глава крымского парламента. — Мы убедились, что, по сути, «регулируемых» сортов хлеба практически нет. И люди, в основной своей массе, покупают совсем другой хлеб. Зато у производителя есть предмет для дискуссии и шантажа — так называемые социальные сорта хлеба дают низкую рентабельность, которую приходится перекрывать за счет повышения цен на кондитерские изделия».
Как известно, низкая цена на «социальный» хлеб достигалась за счет того, что правительство Крыма своими постановлениями, действие которых продлевалось несколько лет по два—три раза в год, ограничивало уровень рентабельности перерабатывающих предприятий за счет ограничения оптово-отпускных цен сначала на 10%, а потом даже до 5%. Но, как утверждают хлебопеки, такой уровень рентабельности не позволял предприятиям не только расширять и модернизировать производство, но и повышать заработную плату работникам. Пекари неоднократно просили повысить «разрешенный» уровень рентабельности хотя бы до классических 15%. Низкую рентабельность им приходилось перекрывать с помощью различных ухищрений, большей частью за счет неоправданного завышения цен на другие товары. С другой стороны, они симулировали постоянное обновление производства и придумывали все новые сорта и виды хлеба. Долю же «социального» хлеба сводили до минимально возможного количества, хотя правительство Крыма постоянно требовало ее повышать — сначала она не могла быть менее 20—30%, а потом — не ниже 10%. И вот война правительства и производителей хлеба заканчивается...
Но отмена ограничений официально развязывает руки и тем предприятиям, которые стремятся все время повышать стоимость главного продукта украинцев. Эксперты считают, что подорожание хлеба происходит на фоне общего интенсивного повышения цен на продукты питания и потому отрицательно сказывается на жизненном уровне людей. Является ли Украина исключением в этом процессе или подтверждает общее правило?
К сожалению, сейчас всплеск цен на продукты — мировое явление. Как отмечает известный британский журнал «Экономист», «индекс цен на продукты достиг самого высокого уровня с 1845 года, и на треть этот показатель вырос именно за последний год». «На протяжении десятилетий стоимость хлеба и других продуктов понижалась как в магазинах, так и на мировых рынках, — отмечают эксперты журнала. — Индекс цен продуктов питания МВФ в 2005 году был чуть ниже, чем в 1974-м. Это значит, что в реальном исчислении за последние тридцать лет еда стала дешевле на 75%. В 60 х средний американецтратил на продукты, включая посещение ресторанов, четверть зарплаты. В 2005 году на еду уходила только 1/7 дохода».
Не удивительно, что этот тридцатилетний процесс удешевления продуктов теперь прекратился. По мнению журнала, причиной этого является рост потребления мяса в мире, связанный с ростом доходов населения. Так, только «рост доходов населения в Индии и Китае способствовал тому, что сотни тысяч людей смогли позволить себе покупать мясо и другие продукты. В 1985 году на среднестатистического китайского потребителя приходилось 20 кг мяса в год, сегодня эта цифра возросла до 50 кг. Спрос на мясо здесь приближается к пиковой отметке, но другие страны также не отстают: в развитых державах потребление хлеба оставалось неизменным с 1980 года, в то время как спрос на мясо увеличился вдвое, — пишет журнал. — На подобные изменения отреагировали и фермеры: на корм скоту сейчас идет на 200—250 млн. тонн зерна больше, чем 20 лет назад, а это значительная доля мирового урожая. Что касается калорий, то на каждого человека необходимо произвести больше зерна, если он съедает его в виде мяса, а не в виде хлеба: для производства 1 кг свинины необходимо 3 кг зерна, а для 1 кг говядины — 8 кг... Преобладает мнение, что цены продержатся на высоком уровне еще, как минимум, десятилетие. Поскольку предложение не соответствует растущему спросу, эксперты полагают, что цены на хлеб к 2015 году возрастут на 10—20%. Цифры, прогнозируемые на 2016—2017 годы, даже выше. Если они не упадут, это станет началом новой эпохи».
Второй причиной роста цен на продукты, по мнению журнала «Экономист», стал... дефицит нефти и переработка все большего количества зерна на топливо. «Выпуск этанола стал причиной роста цен и на другие зерновые культуры. Американские фермеры, которым не терпится нагреть руки на буме биотоплива, стали выращивать кукурузу на землях, которые до этого отводились под пшеницу и соевые бобы. В этом году урожай кукурузы составил 335 млн. тонн, превысив прошлогодний показатель более чем на 25%. Этот результат частично достигнут за счет сокращения производства других зерновых. В этом году общее уменьшение запасов всех зерновых составит 53 млн. тонн. Это показывает, насколько спрос опережает предложение. Количество американской кукурузы, идущей исключительно на производство этанола, увеличилось на 30 млн. тонн. Другими словами, только лишь потребности американской программы по выпуску горючего стали причиной половины мировой нехватки зерна. Не будь этого проекта, цены не росли бы так быстро. По данным Мирового банка, зерна, идущего на производство топлива для одного бака автомобиля, хватило бы одному человеку на целый год...»
При этом эксперты мирового уровня считают административное ограничение цен не только неэффективным, но и принципиально неправильным методом обеспечения их приемлемого уровня. «Экономист», например, осуждает такую практику в постсоветских странах. «Россия, напротив, показывает, как поступать не нужно, — пишет журнал. — Государство повсеместно контролирует цены на молоко, яйца, хлеб и другие продукты, а выигрывают от этого не только те, кто нуждается в помощи. Товары исчезают с прилавков, и основной груз ложится на плечи крестьян». По этому поводу представитель Мирового банка Дон Митчелл говорит: «Если вы хотите помочь потребителям, это нужно делать не за счет производителей, а находить более приемлемые методы. На самом деле, попытки контролировать цены были политиканством. Страны делали это накануне важных событий. Подобная инициатива в России, скорее всего, прекратится сразу же после проведения президентских выборов».
По мнению экспертов журнала «Экономист», как и в Украине, «высокие цены на еду увеличили инфляцию по всему миру, но везде по-разному. В Европе и Америке продукты питания составляют всего одну десятую индекса потребительских цен, так что повышение цен на 5% в богатых странах не играет принципиальной роли. Отдельные знаки обеспокоенности проявил Европейский центральный банк, а итальянские потребители объявили бойкот макаронам, но на этом все и закончилось. В бедных странах, напротив, продукты питания составляют более половины показателя уровня жизни, а в Бангладеш и Нигерии — более двух третей. Инфляция продуктовых цен на развивающихся рынках практически удвоилась, достигнув 11%, мясо и яйца в Китае подорожали на 50%. Таким образом, уровень инфляции в развивающихся странах поднялся с 6% в 2006 году до 8% в 2007-м. Во многих странах этот показатель достиг десятилетнего максимума».
Поэтому отказ Крыма от административного регулирования цен представляется разумным решением. «Мы посоветовались со специалистами, — сказал журналистам Гриценко, — и решили: пусть на хлебном рынке будет свободная реализация, без ограничительных мер. Посмотрим, как тогда сработают крымские хлебопеки. Я убежден, что рынок не даст возможности ценам сделать большой скачок вверх. А мы в это время просчитаем и установим предельный уровень рентабельности для производства хлебобулочных изделий».
При этом глава крымского парламента особенно подчеркнул: «Сегодняшняя ярмарка показала, что хлеба в Крыму достаточно. И те производители, которые сейчас не спекулируют на проблеме, а честно занимаются производством — у них цены на хлеб вполне приемлемые: 1,65 грн. — 1,70 грн. К сожалению, хлебный рынок еще не сбалансирован. Существует большая разница в цене. Например, один и тот же сорт можно купить где-то за 1,60 грн., а где-то за 2,30 грн. И потом, у нас же есть монополист — «Крымхлеб». Я тут задал вопрос одному предпринимателю, который работает на хлебном рынке уже 10 лет, был ли хотя бы один год убыточным для производства. Он ответил: «Не было». Так что нам сегодня необходимо наладить с хлебопеками конструктивный диалог, и тогда мы обязательно придем к нормальному ценообразованию», — отметил Гриценко и сообщил, что в ближайшее время руководством автономии будет принят ряд решений, которые позволят создать на территории полуострова конкурентную среду для всех предприятий и организаций, занимающихся выпечкой хлеба.