В очередной раз не нашли общего языка и вынесли свои разногласия на суд общественности Президент и правительство. Речь идет о таком принципиальном вопросе, как государственные интересы, а вернее — о корпоративных интересах государства. Казалось бы, в последней трактовке планка находится несколько ниже. Но тут важно также учесть вот что. В процессе разгосударствления бывшей общенародной собственности миллионы наших граждан, впервые узнавших, что такое их частные интересы, путем массовой приватизации стали собственниками и акционерами украинских предприятий, причем большей частью именно миноритарными акционерами. Поэтому все они являются явными или незримыми участниками различных корпоративных конфликтов и часто их проигрывают, потому что права акционеров, а тем более миноритарных нашим законодательством (и это общепризнанно) практически не защищены. Так что рейтинг данного конфликта в стране очень высок. Речь уже может идти о национальных интересах и даже о национальной экономической безопасности. А уж тут нужно действовать взвешенно, не создавая почвы для новых конфликтов и избегая рисков.
Именно этим и было, по- видимому, продиктовано решение Президента Украины Виктора Ющенко ветировать изменения в закон о хозяйственных обществах, касающиеся снижения кворума для проведения общего собрания акционеров (с 60% до 50%). Своим решением Президент встал на защиту миноритарных акционеров. Вместе с тем, как утверждают эксперты, изменения, предложенные новым законом, противоречат Конституции Украины, гарантирующей всем участникам акционерного общества возможность влиять на управление предприятием. Поэтому, даже в случае подписания Президентом таких изменений, они непременно были бы оспорены в Конституционном Суде.
Как отмечают эксперты финансового рынка, одновременно со снижением планки для кворума при проведении собраний нужно предусмотреть и защиту прав миноритариев. «Необходимо не допустить ущемления прав миноритариев, — говорит аналитик инвесткомпании «Миллениум капитал» Юрий Алексеенко, — например, попыток размывания их пакетов, и гарантировать сохранение рыночной цены на акции миноритарных акционеров». Партнер юридической компании «Тект реал» Денис Кузнецов считает, что «этот законопроект решает лишь корпоративные отношения тех, кто имеет 50%+1 акция предприятия. Очень часто таким собственником является государство». Получается, продолжает правовед, что государство сможет решать вопросы управления предприятием «в ущерб другим акционерам», с которыми «не нужно будет договариваться».
Тем не менее правительство, в лице его руководителя, негативно и достаточно жестко оценило решение Президента. Премьер сообщил, что в Украине имеется 117 предприятий, доля государства в уставных фондах которых составляет 50 и больше процентов. Но при этом они (предприятия), по словам Виктора Януковича, управляются, «условно говоря, кем угодно, но не государством». «Мы крайне негативно относимся к этому, — сказал премьер и добавил: — Хотелось бы, чтобы Президент публично прокомментировал свою позицию».
Между тем позиция Президента достаточно полно и прозрачно изложена в обосновании к указанному решению, с которым можно ознакомиться на сайте Верховной Рады. Кроме того, ее прокомментировал на брифинге в конце прошлой недели глава Секретариата Президента Виктор Балога. «Президент принял решение наложить вето на изменения к закону о хозяйственных обществах относительно понижения до 50%+1 акция планки кворума, необходимого для проведения общего собрания акционеров. Подобный закон может быть подписан Президентом только как целостный закон о хозяйственных обществах в новой редакции», — сказал Балога. Главным мотивом вето, по его словам, является то, что снижение до 50% планки кворума может вызвать новые рейдерские атаки на предприятия.
Напомним, что упомянутый закон о хозяйственных обществах, как известно, находится в парламенте уже не первый год. Но клубок противоречий, связанный с их деятельностью, настолько запутан, что народные депутаты, являющиеся без преувеличения главными акционерами страны, распутают его, по-видимому, нескоро. Тем временем корпоративная собственность раздирается противоречиями.
Но Президент, похоже, в этой теме видит не только сиюминутную проблему. Он смотрит дальше и, как говорится, «копает» глубже. Как поясняет пресс-служба главы государства, Президент учитывает, что уменьшение кворума для проведения общего собрания хозяйственных обществ будет иметь следствием одновременное уменьшение также и количества голосов участников обществ, необходимого для принятия важнейших для данного общества и его участников решений. Несложный подсчет, проведенный, видимо, в Секретариате Президента, показывает, в чем опасность. Если сейчас указанные вопросы могут решаться при одобрении почти половины голосов всех участников обществ, то при одобрении Президентом названных изменений, изложенных в законе от 19 октября 2006 года, для этого потребуется лишь треть голосов участников общества. На основании этого Президентом сделан закономерный вывод о том, что это приведет к нарушениям интересов участников хозяйственных обществ и, прежде всего, — миноритарных акционеров. Ведь в необходимых для так называемых мажоров случаях можно будет обойтись без голосов мелких акционеров (даже владельцев 49-процентных пакетов) при решении вопросов о правомочности собрания, а следовательно не учитывать их мнение и при решении множества других важнейших вопросов. Президент уверен, что это также может вызвать новые корпоративные конфликты, многочисленные злоупотребления и выльется в дестабилизацию украинского фондового рынка.
По мнению Президента, такие изменения в закон о хозяйственных обществах не соответствуют нормам Конституции, поскольку нарушают незыблемость права частной собственности, затрудняют защиту государством всех субъектов права собственности и приведут к сужению объема прав граждан при внесении изменений в действующие законы, что прямо запрещено Конституцией Украины. Кроме того, учитывая низкий уровень корпоративного управления в стране, такие изменения могут еще больше обострить негативные тенденции к перераспределению собственности, которые приобрели сегодня угрожающий системный характер. По официальным данным, в течение последних двух лет мишенью рейдерских атак стали более двух тысяч предприятий. Это провоцирует нестабильность в отношениях собственности, отрицательно сказывается на инвестиционном климате в Украине, создает угрозу экономической безопасности государства. Это признает также и премьер-министр. Отвечая на вопросы журналистов, он также выражал обеспокоенность этими проблемами, говорил, что они находятся в поле зрения правительства и обещал законодательно их урегулировать. Но можно ли достичь этой цели, введя в действие нормы, последствия которых могут проявиться, как говорят, с точностью до наоборот?
Вчера, находясь на Ровенщине, Президент сам прокомментировал ситуацию. «Мне бы хотелось, чтобы и Виктор Федорович (Янукович), и правительство, и те деловые круги, которые имеют, безусловно, большой интерес к изменению, модернизации основ отношений государства с субъектами хозяйствования, подошли к этому вопросу комплексно, — сказал Ющенко и продолжил: — Если ограничиться только этой поправкой, то могут понять, что речь идет о перераспределении корпоративного влияния на нескольких предприятиях Украины определенными политическими силами». По мнению Президента, государство не может начинать изменения в организации деятельности хозяйственных обществ с формальных вещей. Он считает, что такая политика «приведет к тому, что рейдерские атаки будут направлены на каждое предприятие смешанной формы собственности».
Президенту, по сообщению пресс-службы, поступали многочисленные обращения, авторы которых отмечали неприемлемость таких изменений и просили не подписывать упомянутый закон. Обоснованные мнения прислали, в частности, Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса и Украинский союз промышленников и предпринимателей. В них предлагается урегулировать данную коллизию путем принятия закона об акционерных обществах, в котором с учетом международного опыта системно урегулировать весь комплекс вопросов корпоративных отношений, предусмотреть гарантии защиты прав акционеров, в том числе миноритарных, внести изменения в смежные законодательные акты, направленные на противодействие рейдерству. Думается, такие предложения отвечают также и устремлениям правительства и дело тут в основном в дефиците понимания, которое сложилось в последнее время на вершине власти в нашей стране.