Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Социальная функция бизнеса: блажь или императив?

21 сентября, 2006 - 20:05

«Ага, про благотворительность», — подумаете вы, и ошибетесь. Эти два понятия отличаются примерно так же, как и два способа утолить голод бедняка: накормить его рыбой или научить его ловить рыбу.

Социальная ответственность бизнеса — тема для капиталистического мира не новая. Ее истоки можно найти у основоположников социал-демократии ХIХ в., которые призывали собственников опомниться, а рабочих потерпеть. К сожалению, правильность социал- демократической позиции стала понятна позже, на фоне известных исторических событий. Отсутствие социального партнерства труда и капитала привело к люмпенизации и радикализации населения, а «…где царит нищета — там не ищи ни ума, ни совести». Обычная и вполне понятная зависть человека к большим деньгам в определенный исторический момент трансформировалась в своего рода общественный вопрос к бизнесмену: «Что ты сделал общественно полезного, дающего тебе моральное право на твое богатство?» Безответность же со временем рождала бунты — независимо от страны, формы правления и государственного строя.

Однако во второй половине ХХ в. в силу некоторых объективных причин (рост количества и влияния международных гуманитарных организаций, образ Запада как «империи Добра», крах колониальной системы и пр.) тема социальной ответственности получает новый смысл и наполнение. О ней начинают говорить не только теоретики, но и члены международных организаций, главы государств и правительств, а со временем — крупные бизнесмены и промышленники, озабоченные необходимостью коррекции своей репутации.

Репутация социально- ответственной компании очень много значит на Западе. Это как удостоверение членства в некоем клубе для избранных, своего рода новое рыцарство. Участие в подобных инициативах и программах для западных бизнесменов — сигнал любым потенциальным контактерам (партнерам, заказчикам, клиентам, правительствам, общественным организациям…) — «Наша деятельность не только лично, но и общественно полезна, значима. Мы помогаем решать общие проблемы». Социальная ответственность при этом становится полунегласным требованием.

Пожалуй, наиболее известным на сегодняшний день всемирным проектом является так называемый Глобальный Договор. Идея Договора была выдвинута Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций К. Аннаном на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) в январе 1999 года, а официальный старт этой инициативе был дан в июле 2000 года в штаб-квартире ООН. Договор призывает деловые круги руководствоваться в своей деятельности десятью основополагающими принципами в области соблюдения прав человека, норм трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией. Каждый год компания-участник Глобального договора (а таких уже более 3000 из 90 стран мира) публикует отчет о достижениях — никакой декларативности, только реальные результаты. С недавнего времени деятельность бизнеса в области охраны окружающей среды и социальной ответственности влияет на положение компании на рынке: крупные инвестиционные институты включают эти показатели в оценку деятельности компаний. По словам К. Аннана, Глобальный Договор поможет придать глобальному рынку человеческое лицо. Уж не строят ли капиталисты социализм?

Украина присоединилась к инициативе ООН, с опозданием, только в этом году. Участвуя в проекте, отечественные компании стремятся закрепиться в международной лиге респектабельного бизнеса, избавившись заодно от имиджа «миллион украли и железную дверь поставили». Кстати очень символично: в то время, как призеры парламентских выборов с упоением решали, кто же главный и в какую сторону пойдет страна, бизнес начал евроинтеграцию явочным порядком. Подтвердив тем самым известную формулу либерализма «Государство — ночной сторож». Все остальное граждане сделают сами, нужно только не мешать.

Есть хороший анекдот, очень точно отражающий суть вопроса, вынесенного в заглавие статьи, — «Что должен делать молодой специалист, зарплата которого — 500 грн.? Он ничего не должен делать, даже наоборот — немножко вредить». Таким образом, на поставленный вопрос можно выбрать любой вариант ответа, и он будет верным. Разными будут только результаты.

Денис ЗАЦАРИН, политолог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ