Кисти из овечьей шерсти (большая — для письма больших символов, маленькая — для написания имени художника), тушь, рисовая бумага ручной работы и... настроение. Такова эстетика японской каллиграфии, продемонстрированная одним из ведущих каллиграфов Японии Рюсэки Моримото в понедельник в киевской галерее «Da Vinci». По словами мастера, каллиграфические произведения способны вместить массу оттенков настроения: восхищение, грусть, счастье, блаженство, пустоту, покой... А черный цвет на белой бумаге — воссоздать все цвета, существующие в этом мире. Поэтому иероглифы у Рюсэки Моримото выходят угловатые, квадратные по форме, более плавные, закругленные, причудливо закрученные или же их линии могут быть менее четкими, когда кисть практически не отрывается от бумаги в процессе письма. На персональной выставке господина Моримото эти рисунки были декорированы еще и аппликациями сусального золота, серебра, японскими тканями для кимоно ручной работы, в том числе и старинными тканями, которым около 400 лет.
В частности, Рюсэки Моримото прославился тем, что в каждый выставочный зал он привозит новую выставку (работы рассчитаны специально для конкретного помещения и людей), а предыдущую — стоимостью в десятки тысяч долларов — нередко передает в дар. И это несмотря на то, что искусство каллиграфии требует немалых жертв. Например, очень важны психофизические аспекты творческого процесса. Как говорит господин Моримото, очень долгое время требуется на то, чтобы сосредоточиться и вложить в будущее произведение свои мысли и чувства. Так же очень важно место, где вы пишете и для чего пишете. «Иногда работу можно нарисовать за одно мгновение, иногда рабочий процесс может затянуться на целый год», — говорит Моримото. По его словам, самый трудный для написания иероглиф — единица: очень сложно красиво расположить на бумаге эту горизонтальную линию так, чтобы не было провалов и пустоты, и выразить свои эмоции и чувства. Может, поэтому сам Моримото видит много общего в своих работах с «Черным квадратом» Малевича.
Так же восприятие каллиграфии требует определенного уровня интеллектуальной и духовной культуры. Ведь иероглифы в каллиграфии имеют более глубокий смысл, чем в бытовой лексике, и нужно понять не просто написанное, чрезвычайно важно увидеть и почувствовать, как написано. По словами Рюсэки Моримото, даже если люди не понимают смысла иероглифа, важно, чтобы он пробуждал воображение и расширял сознание. А поскольку известному мастеру очень нравится украинская столица и ее жители, не исключено, что в ближайшем будущем все желающие, число которых с каждым прибытием Моримото возрастает, смогут насладиться новыми его работами и сами попробовать свои силы в искусстве Страны Восходящего Солнца.