Интересы России и США уже давно встретились на постсоветском пространстве. События последнего времени, в частности, революции в Грузии, Украине и Кыргызстане, заставили еще активнее говорить о соревновании между Москвой и Вашингтоном за бывший СССР. Некоторые политологи, особенно в России, вообще склонны сводить причины «цветных революций» именно к этому. Сегодня же мы представляем вам мнение старшего научного сотрудника американского центра Heritage Foundation Ариэля КОЭНА.
— Популярно мнение, что США ныне конкурируют с Россией в борьбе за влияние в странах бывшего СССР. Действительно ли США пытаются закрепиться в постсоветских государствах?
— Россия и США продолжают сталкиваться на постсоветском пространстве. Этот конфликт должен быть урегулирован на основе учета интересов обеих стран, а не на основе эмоций. Однако именно этого достичь крайне трудно. Приоритетами администрации Джорджа Буша в сфере национальной безопасности ныне являются Ирак, борьба с распространением оружия массового уничтожения, война с терроризмом, Иран, Китай, энергия и демократизация. За исключением Ирака, реализация всех этих задач требует поддержания хороших отношений с Россией. Поэтому поддержка США «цветных» революций в странах, находящихся на периферии России, может быть и важна, однако она не должна оказывать влияние на решение стратегических задач, которые стоят перед Соединенными Штатами. Россия должна высоко стоять в перечне внешнеполитических приоритетов США.
— Каким образом воспринимает ситуацию Россия?
— Россия недопонимает не только США, но и своих соседей по региону. Например, Россия на протяжении столетий считала украинцев «младшими братьями». До сих пор российская элита не в состоянии признать, что в Украины есть уникальная культура и свои национальные интересы. В Москве считают, что каждая республика бывшего СССР просто счастлива, испытывая российское влияние. В Москве любят вспоминать о тех добрых делах, которые Россия делала на протяжении столетий. Но историческая память сегодня имеет намного меньшее значение, чем сепаратизм, бизнес, проблемы миграции и т.д. Американцы часто ощущают, что российская элита убеждена, что Соединенным Штатам нечего делать на постсоветском пространстве.
— Как смотрят на эту проблему в Вашингтоне?
— Наследие холодной войны ощущается до сих пор. Некоторые продолжают считать Россию враждебной имперской силой, считая, что Россия не стремится восстановить Советский Союз лишь из-за недостатка возможностей сделать это. Однако представьте: к чему может привести хаос в стране, обладающей колоссальным ядерным арсеналом! Власть окажется в руках экстремистов и криминалитета. Легко понять, что это не в интересах США. В Москве почему-то модно считать, что администрация Джорджа Буша имеет своей стратегической целью распад России. Но это просто неверно.
— Однако США поддерживали «цветные революции»...
— Вашингтон всегда поддерживал демократические силы по всему миру, в том числе и в бывшем СССР. Но не правы те российские «эксперты», которые описывают «оранжевые» и прочие революции как реализацию американских планов. Они почему-то не принимают в расчет серьезнейшие проблемы режимов Шеварднадзе и Кучмы. Московские политтехнологи слишком много читали Макиавелли, который цинично отказывал народам в праве выражать свое мнение о своих правителях. Они считают, что люди голосуют за тех, кто больше заплатит.
Не в интересах России и не в интересах США поддерживать круги, которые стремятся к власти, используя антиамериканские или, соответственно, антироссийские лозунги. Москве бессмысленно слепо поддерживать «пророссийские» режимы, закрывая глаза на коррупцию и подавление инакомыслящих. Рано или поздно диктатуры, подобные туркменской или белорусской, прекратят свое существование, и в России с удивлением обнаружат, что новые власти будут подчеркнуто антироссийскими. Демократия может очень многое дать молодым государствам — мы видим это на примере стран Балтии. Россия выиграет, если будет поддерживать и развивать демократические ценности и процедуры.
Она доказывает, что заинтересована в стабильности на постсоветском пространстве. Российские лидеры заявляли, что они не возражают против перемен, если перемены осуществляются без нарушений законов и конституций. Однако Москва применяла этот принцип к неустраивающим ее режимам, как это было в случае с Украиной. В то же время она забывает про него в автократических государствах, таких как Беларусь, Туркменистан и Узбекистан, которые нарушают свои собственные законы и отправляют в тюрьмы или даже убивают своих граждан.
Россия также оказывает помощь сепаратистам в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии и Нагорном Карабахе. Целью этого является ослабление Молдовы, Грузии и Азербайджана. Однако сепаратизм — это обоюдоострое оружие. Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бросать камни.
— В последние годы все больше говорят о росте влияния Китая на постсоветском пространстве...
— Россия почему-то забывает об этом. Пекин инициировал, а Москва поддержала создание Шанхайской организации сотрудничества, которая создала прецедент, позволяя Китаю бороться с «сепаратизмом, экстремизмом и терроризмом» в постсоветских странах. Китай смотрит на Среднюю Азию, как на ближнее зарубежье, как на свой стратегический тыл. Экономика Китая растет, соответственно растут и геополитические аппетиты — китайские войска уже принимали участие в учениях на территории Средней Азии. Часто говорят, что Китай является крупнейшим покупателем российских вооружений, но не забывайте, что Китай может опередить Россию в технологическом плане уже в течение ближайших десятилетий. Интересы Китая не ограничиваются вопросами вооруженных сил и безопасности. Китай проявляет заинтересованность инвестировать миллиарды долларов в Россию и Среднюю Азию, включая стратегически важные районы. Рост потребностей Китая в нефти и газе значительно повлияет на российскую энергетику.
В Москве считают, что Россия может разыграть «китайскую карту» против США так же, как 30 лет назад США разыграли «китайскую карту» против СССР. Однако предоставление карт-бланша Пекину резко ограничит свободу маневра Москвы на Дальнем Востоке, в Сибири и Средней Азии. Россия не должна становиться сырьевым придатком Китая. Поэтому России стоит, например, предоставить возможности для инвестиций в Сибирь и на Дальний Восток компаниям из США, а также, возможно, Индии и Японии, а также присоединиться к американским, европейским, индийским и японским фирмам в инвестировании в Средней Азии. Это позволит Москве сохранить свободу маневра.
Однако Китай беден ресурсами и богат населением. Поэтому Китай может стать угрозой для России лишь в долгосрочной перспективе. А пока что главная угроза безопасности и территориальной целостности России исходит не от Китая и не от США, а от радикальных исламистских и националистических элементов Чечни и Северного Кавказа.
— Каким образом должны действовать США и Россия?
— Они должны найти почву для сотрудничества. В частности, необходимо активно сотрудничать в борьбе с терроризмом. Исламские экстремисты не признают государственных границ; радикальные имамы, пропагандисты и военные лидеры, действующие в Чечне, Европе и на Ближнем Востоке, получают знания и средства в одних и тех же местах. Россия и США должны сотрудничать в энергетической сфере, что пойдет на пользу обеим странам.
Остаются открытыми многие вопросы. Какую роль Россия хочет играть в будущем? Станет ли она членом содружества демократий или младшим партнером в коалиции, возглавляемой Китаем? Станет ли российская элита, принадлежащая к европейской культуре, европейской и в политическом смысле? Хочет ли Россия быть политическим подобием Узбекистана и Пакистана или США и Канады? Время для поисков ответа еще есть, однако песок в часах истории сыпется все быстрее.