В Крыму приняли решение увеличить число двуязычных школ. Как сообщил на днях министр образования автономии Александр Глузман, в этом учебном году Министерство образования Крыма создало около 25 школ с украинским и русским языком обучения. Ранее шла речь о 15 украинских школах. По словам министра, от родителей не поступило ни одного заявления по поводу отказа в обучении их детей на украинском языке. В этом году школы подготовились к учебе значительно лучше, чем в прошлом. Если раньше учебный год начинали с сотнями учительских вакансий, то сейчас в Крыму не хватает только 20 учителей. Хотя способствовало этому не столько увеличение подготовки учителей, сколько сокращение числа учеников: в Крыму число школьников сокращается ежегодно на 12 тысяч человек, и этим воспользовались для придания школам разнообразного языкового характера.
Крым в последние годы переживает сложные демографические процессы, и реформирование системы образования становится все более актуальной задачей. Проблема языков в образовании по значимости и по сложности выходит на первое место. Даже согласно переписи 2001 года в Крыму уменьшилась доля славянского населения, в то время как в 6,4 раза возросло число крымских татар, в 4,6 раза — узбеков, на 73% выросло число проживающих в Крыму азербайджанцев. Число евреев в Крыму за последние 12 лет уменьшилось на 70%, в то же время прогрессирует иммиграция армян, которые сегодня входят в десятку наиболее многочисленных групп Крыма.
Министр образования Крыма Александр Глузман говорит, что министерство последовательно решает задачу обеспечения государственной языковой политики в сфере образования. В 2004 году Верховная Рада Крыма приняла постановление «О программе развития и функционирования украинского языка в Автономной Республике Крым на 2004—2010 годы», в реализации которого задействованы различные министерства и ведомства, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Для гармонизации образовательных интересов и возможностей представителей разных национальностей, проживающих в автономии, министерством образования еще в 1996 году была разработана единая Программа формирования и развития сети школ с украинским и крымскотатарским языками обучения, школ и классов с двумя языками обучения. На основании этой программы, утвержденной Советом министров АРК на 1997—2004 годы, при ежегодном анализе национального состава учащихся и опросов родителей в регионах решался вопрос об открытии школ с украинским и крымскотатарским языками обучения.
Но, как показывает опыт, наибольшую популярность у детей и родителей получили школы с 2—3 языками обучения: в действующих школах с русским языком обучения создавались классы, где дети учились на украинском и крымскотатарском языках. Такие классы создавались уже при наличии 8 заявлений родителей в городских школах и 5 — в сельских. Небольшое число учащихся позволяло учителю качественнее работать над пополнением словарного запаса, усвоением языка. О привлекательности такой формы реализации конституционного права людей на выбор языка обучения своих детей свидетельствует существенный рост числа таких классов: в 2002—2003 учебном году было — 264 класса, 2003— 2004 учебный год — 361 класс, 2004—2005 учебный год — 434 класса. Школы с несколькими языками обучения стали настоящим «спасением» в маленьких населенных пунктах, где школа — одна на всех.
Безусловно, министерство в первую очередь поддерживает создание школ, где все учащиеся обучаются на украинском языке. Такие школы являются настоящими методическими центрами, обеспечивают учащимся языковую среду, формируют положительный имидж украинского языка и украинской культуры, выпускники этих школ значительно чаще и легче поступают в престижные вузы Украины, где и вступительные экзамены, и преподавание ведутся на государственном языке. Значительное развитие в Крыму получили классы с углубленным изучением украинского языка и литературы, которых сегодня создано 173, а также профильные классы украинской филологии — 119 классов. В прошедшем учебном году в них обучалось 14787 учащихся. Значительное место уделяется и русскому языку, до сих пор в общеобразовательных школах на русском языке обучается 93,9% школьников.
Из года в год увеличивается и число крымскотатарских школ, которых сегодня уже 14. С нынешнего учебного года вступает в строй еще одна новая крымскотатарская школа в поселке Каменка под Симферополем. Крымские татары в подавляющем большинстве желают, чтобы их дети учились в школах с украинским языком обучения, так как это открывает перспективы для дальнейшего обучения в вузах Украины. Однако они требуют, чтобы для сохранения национальной культуры начальная национальная школа была на основе крымскотатарского языка обучения. О проблемах организации учебы на крымскотатарском языке рассказала на пресс-конференции в Симферополе председатель Ассоциации крымскотатарских работников образования «Маарифчи» Сафуре Каджаметова. Ассоциация «Маарифчи» обратилась в Министерство образования Крыма с просьбой направить Управлениям образования инструктивное письмо «Об особенностях преподавания крымскотатарского языка в общеобразовательных школах с русским языком обучения». Дело в том, что Ассоциация требует, чтобы крымскотатарский язык, который в 2004—2005 учебном году во многих крымских школах изучался не как предмет, а на основе индивидуально-группового или факультативного изучения, в 2005—2006 учебном году изучался как обязательный предмет, чтобы уроки языка были обязательны для всех крымских школьников. Поскольку до войны в КрАССР функционировала 371 крымскотатарская школа и 55 русскоязычных школ с двумя языками обучения, то национальные учительские кадры тогда готовили Ялтинский, Тотайкойский, Бахчисарайский татарские педтехникумы, Симферопольский пединститут. Сегодня же около 87% детей крымских татар обучаются в русскоязычных школах, поэтому ассоциация «Маарифчи» обеспокоена быстрыми темпами языковой ассимиляции, которая начала принимать угрожающие размеры для национальной идентичности. Поэтому ассоциация «Маарифчи» обратилась в Министерство образования и науки Крыма с просьбой о реорганизации Симферопольского педучилища в Крымскотатарский учительский институт, о придании 75 общеобразовательным школам с русским языком обучения, на базе которых функционируют 172 класса с крымскотатарским языком обучения, официального статуса «Школа с двумя языками обучения». По мнению Сафуре Каджаметовой, школа с двумя языками обучения должна стать школой в школе, где параллельно развиваются две системы образования. Ассоциация требует также рассмотреть вопрос о придании статуса «Школа с крымскотатарским языком обучения» школам, которые построены за счет бюджета Рескомнаца в местах компактного проживания крымских татар.