Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Призрак Сталина» бродит по Крыму

28 января, 2005 - 20:55
ПРОЕКТ МОНУМЕНТА ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА»

В автономии идут жесткие споры об установке монумента «Большой тройке». На центральной площади Симферополя перед зданием Совета министров Крыма на днях прошел митинг представителей Коммунистической партии, которые требовали от правительства республики не препятствовать установке в Ливадии памятника участникам Ялтинской конференции — Сталину, Рузвельту и Черчиллю. В газетах полуострова идет настоящая информационная война: одни — за установку памятника, другие — резко против.

Аргументируя свою позицию, секретарь нынешнего горкома Компартии Валерий Кучеренко говорит, что на том месте, где в скором времени установят памятник, была определена карта послевоенной Европы, заложены основы мирового устройства, которые обеспечили для жителей европейских стран 50 мирных лет. Со своей стороны, Совет министров Крыма, который «обложили» пикетчики, никаких решений по этому вопросу не принимал и установки памятника по настоящему опасается. Глава Совмина автономии Сергей Куницын заявил, что «установка памятника спровоцирует дестабилизацию в Крыму». Он сказал, что никаких разрешений на установку памятника в Ливадийском дворце-музее до сих пор не выдавалось, а сам Совмин не санкционировал и не финансировал изготовление и установку памятника.

Разрешительных документов на установку памятника «Большой тройке» на территории Ливадийского дворца не выдавалось — заявил журналистам и главный архитектор Ялты Владимир Приступа. «Появление на территории дворца этого памятника без законных обоснований исключено», — заявил архитектор. Он напомнил, что сам дворец является памятником культуры национального значения. Поэтому общегосударственные мероприятия, приуроченные к юбилею Ялтинской конференции, регламентируются решениями Кабинета Министров Украины, а также межгосударственными договоренностями Украины, заявляет пресс- служба Совмина.

Тем не менее сейчас в Санкт- Петербурге заканчивается изготовление бронзовых фигур Сталина, Рузвельта и Черчилля. Автором монумента является скульптор Зураб Церетели (творения которого вызывают крайне неоднозначные оценки в России), а спонсорами выступают частные лица из России.

Автор идеи также откликнулся. В интервью российскому агентству «Новый регион» он заявил, что «Ялтинская конференция была историческим событием, которое достойно памятника — тогда почти на полвека предопределилось послевоенное устройство Европы, были реально согласованы планы окончательного разгрома Германии». По его словам, он стремится запечатлеть только исторический факт, символически выразить идею совместной борьбы народов с фашизмом. Кроме того, по мнению Церетели, нельзя игнорировать Сталина, говоря о Ялтинской конференции. В Ливадийском дворце организован кабинет-библиотека Рузвельта, после чего такой же появился и в честь Черчилля. А Сталин-то был равноправным, если не главным, членом «тройки». «Мне Сталина любить не за что. Моего деда Зураба, в честь которого назвали меня, в тридцать седьмом расстреляли, мать до самой своей кончины носила траур. Родителей моей жены репрессировали», — отвечает Церетели на вопрос о развенчании культа личности.

Резко против установки такого памятника на сессии Верховной Рады Украины выступил народный депутат Рефат Чубаров. «Как стало известно, — говорил он, — по инициативе отдельных чиновников автономии в рамках мероприятий, посвященных Ялтинской конференции, запланирована установка около Ливадийского дворца памятника одному из самых кровавых тиранов XX столетия — Сталину… Реализация этой гнусной идеи именно в Крыму, откуда 60 лет назад по решению Сталина и его камарильи был насильственно изгнан крымскотатарский народ, на земле, которая долгих 45 лет была отлучена от своих коренных жителей, поскольку им запрещалось тогда возвращаться, а десятки тысяч татар тогда пытались вернуться в родные дома, но снова и снова выбрасывались силой за пределы полуострова, — это надругательство над памятью сотен тысяч людей, погибших в изгнании, обида для десятков тысяч людей, выживших в изгнании, тысяч людей, которые, несмотря на все, выжили и вернулись на родную землю».

По его мнению, «приверженцы идеи установки памятника тирану приводят аргумент о том, что Сталин является исторической личностью. Исходя из этой логики, можно оправдать кого угодно, даже Гитлера… Сталинизм, который является одной из разновидностей фашизма, в Крыму не пройдет!»

«Как к Сталину ни относись, а историю не перепишешь!» — утверждает «Крымская правда». «В Крым едет Сталин! Крымские татары против», — возражает ей газета «Полуостров». Одни просят вообще о запрете на установку памятников тиранам, другие предлагают установить памятник, но без огласки — не в феврале, когда исполняется 60 лет со дня открытия конференции, а в марте и без стечения народа. Без широкой дискуссии не обойтись.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ