Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Послезавтра»

Тони Блэр — во главе «природоохранной революции»
12 октября, 2004 - 00:00

Наше влияние на окружающую среду, и особенно — на изменение климата — значительно, и оно растет далее. От начала промышленной революции (более 200 лет тому назад) развитые нации достигают чем дальше, тем большего процветания и высшего жизненного уровня. Но в течение этого времени наша деятельность начала влиять на атмосферу, океаны, геосферу, химическое состояние и биологическую вариативность.

Сегодня очевидно, что выбросы парниковых газов, связанные с индустриализацией и могущественным экономическим продвижением населения планеты, которое увеличилось за последние 200 лет в шесть раз, вызывают глобальное потепление. Его скорость из значительной превратилась в угрожающую, а в перспективе будет просто непредсказуемой. Под перспективой я имею в виду не грядущие века. А, конечно же, период жизни моих детей, а возможно, и период моей собственной жизни. Под непредсказуемостью я подразумеваю не какие-то явления, которые приведут к проблемам с приспособлением. Я подразумеваю угрозу настолько далеко идущую по своему влиянию и необратимую по своей разрушительной силе, что она радикально изменит существование человека.

Позвольте мне сразу утверждать откровенно: проблема заключается в том, что эта угроза политически усложняется двумя факторами. Во-первых, ее влияние не будет ощутимо в полной мере до тех пор, пока время, необходимое для принятия политических решений, не истечет. Иными словами, существует разногласие во времени между процессом охраны окружающей среды и избирательным процессом. Во-вторых, ни одной нации не под силу устранить эту угрозу самостоятельно. Она не имеет четких границ. Если международное сообщество не перейдет к общим согласованным действиям, даже крупному государству будет тяжело что-то изменить самостоятельно.

Относительно масштабов проблемы, ученые всего мира, за исключением небольшой кучки скептиков, фактически достигли консенсуса. Еще в 1988 году обеспокоенные ученые созвали беспрецедентную Межправительственную группу экспертов по изменению климата, имевшую цель добиться, чтобы советы мировым политикам, принимающим судьбоносные решения, были обоснованными и надежными. Позвольте мне подытожить доказательства:

1. Все десять наиболее теплых за все время наблюдений лет были после 1990 года. В течение прошлого столетия средняя температура на планете повысилась на 0,6 градуса по Цельсию; это самое большое за 1000 лет повышение температуры в Северном полушарии.

2. Чрезвычайные события случаются чем дальше, тем чаще. Ледники тают. ледовое и снежное покрытие морей уменьшается. Животные и растения реагируют на более раннее наступление весны. Уровень моря и дальше повышается, до 2100 года прогнозируется его повышение еще на 88 сантиметров, что будет составлять угрозу для 100 миллионов людей, которые сейчас живут ниже этого уровня.

3. Количество людей в мире, пострадавших от наводнений, выросло с 7 миллионов в 1960-х до 150 миллионов в наши дни.

4. Только в Европе ужасные наводнения 2002 года нанесли ущерб на 16 миллиардов долларов.

5. Этим летом мы были свидетелями жестоких погодных катаклизмов в некоторых частях Соединенного Королевства.

Страховой бизнес во всем мире уже подвергается влиянию таких изменений окружающей среды и суровых погодных неурядиц. Специалисты второй в мире по размерам страховой компании «Свисс Ре» подсчитали, что экономические убытки от всемирного потепления могут удвоиться и увеличиваться на 150 миллиардов долларов ежегодно в течение следующих 10 лет, из-за чего страховые компании лишатся 30—40 миллиардов долларов, осуществляя выплаты по страховым искам. К середине этого столетия в результате повышения температуры может начаться необратимое таяние гренландского ледникового покрова. Вследствие этого уровень моря повысится приблизительно на семь метров. Есть весомые доказательства в пользу того, что прошлогодняя знойная волна в Европе, которая привела к 26000 преждевременных смертей и убытков на 13,5 миллиарда долларов, была обусловлена глобальным потеплением. Подсчитано, что такое лето случается раз в 800 лет. Новейшее моделирование свидетельствует: изменение климата означает, что уже начиная с 2040 года по меньшей мере один год из двух может быть даже теплее, чем 2003 й.

Я уже отмечал, что работа по решению этой проблемы нуждается в мировом лидере. Но мы не можем надеяться стать таким лидером, если не продемонстрируем собственную последовательность. Итак, какие меры принимает правительство Соединенного Королевства? Мы первыми в мире выдвинули смелый план и конкретные задачи, направленные на уменьшение выбросов парниковых газов. Мы на пути к выполнению наших Киотских обязательств. Мы ставим перед собой амбициозные задачи и должны постоянно пересматривать и уточнять пути их выполнения. Соединенное Королевство уже доказало, что оно способно иметь стремительно растущую экономику и в то же время решать проблемы окружающей среды. В период от 1990 до 2002 года экономика Соединенного Королевства возросла на 36%, в то время как выбросы парниковых газов сократились приблизительно на 15%.

В ходе совещания «большой восьмерки» в следующем году я намерен развивать усилия по содействию разработке и внедрению более безопасных технологий в энергетике, предложенные во время председательства Франции в 2003 году и поддержанные Соединенными Штатами в этом году. Нам нужно начать революционные изменения в промышленности, учитывая природоохранные потребности, которые приведут к появлению новых технологий, способных преодолеть проблему изменения климата, — и это станет для нас свидетельством в первую очередь не того, что мы можем не менять обычную для нас деятельность, а того, что мы можем сделать ее приемлемой для сохранения окружающей среды.

От действий в нашей стране мы переходим к действиям в пределах всей Европы. Мы считаем — и я знаю, что многие из вас разделяют эту точку зрения, — что торговля вредными выбросами является наиболее выгодным способом их сокращения. Программа торговли вредными выбросами, которую мы поддерживали и продвигали в Европе, является очень важной как для нас, так и для Европы. Создание в будущем году рынка торговли углеродом в важнейшем экономическом регионе мира будет незаурядным достижением, которое изменит отношение многих тысяч предпринимателей к пользованию энергией.

Сегодня я хочу отметить три главных составляющих моей стратегии на заседании «большой восьмерки». Во-первых, я хочу добиться соглашения относительно базовых научных данных об изменении климата и угрозы, которую оно собой представляет. Таких соглашений еще не было, оно станет основанием для дальнейших действий. Второе — это соглашение относительно процесса ускорения научных исследований, разработки технологий и других мероприятий, связанных с этой угрозой. И третье — несмотря на то, что все страны «большой восьмерки» несут ответственность за приблизительно половину мировых выбросов газа, приводящих к парниковому эффекту, мы должны также привлекать другие государства с растущими энергетическими потребностями (такие, как Китай и Индия) в решении вопросов с удовлетворением этих потребностей с учетом экологических требований и приспособлением к тому негативному влиянию, которое сегодня уже возникло перед нами.

Ни одна из этих задач не является простой. Но их логику тяжело отрицать. Даже если у кое-кого до сих пор есть сомнения относительно науки в целом, безусловно, что соотношение риска действий и бездеятельности изменилось. Даже если бы научные доказательства, которые у меня есть, отвечали бы действительности только на 50%, все равно решение в пользу действий было бы оправданным. Конечно, эта цифра намного выше 50%. И в этом случае наука подкреплена еще и интуицией. То, что загрязнение приносит вред, не является аксиомой. Но это вероятно. Я считаю, что в таких вопросах следует руководствоваться научным анализом. Однако здравый смысл подсказывает мне и, думаю, большинству людей, что если мы нарушим естественное равновесие, нам скорее всего придется переживать последствия содеянного. Мы уже предупреждены. Чаще всего мы просим детей прислушиваться к родителям. А когда речь идет об изменении климата, родителям следует прислушиваться к своим детям. И начинать делать это нужно уже сейчас.

Печатается в сокращенном виде

Речь премьер-министра Великобритании Тони Блэра 14 сентября 2004 года на тему изменения климата. Предоставлено «Дню» Посольством Великобритании в Украине
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ