Завтра — День учителя. Праздник действительно всенародный. Ведь у каждого из нас был, есть и будет свой учитель. Накануне корреспонденты «Дня» побывали в гостях в Софиевско- Борщаговской общеобразовательной школе, расположенной недалеко от Киева. Однако несмотря на то, что со школьного двора просматривалась Большая окружная дорога, все особенности сельской школы были налицо. В этом населенном пункте учебное заведение — единственный культурный центр, так как там нет даже клуба. И в этом культурном центре, где часто собирается на различные праздники чуть ли не все село, дети чувствуют себя полноправными хозяевами. Они встретили нас во дворе и поразили легкостью и живостью общения друг с другом. Чтобы мы смогли получше понять профессиональную «кухню», нас повели познакомиться к уникальному учителю — Нине Евменьевне Колумбет, учителю-методисту начальных классов, Отличнику образования Украины.
Перед нами предстала по-юношески увлеченная своим занятием женщина с глазами, наполненными мудростью прожитых лет. Нина Евменьевна вела урок труда, а дети ловко орудовали ножницами, создавая бумажные поделки. Педагог работает в этой школе уже 46 лет, а в целом педагогический стаж — пятьдесят! (Заметим, что трудовой стаж учителя, необходимый для выхода на пенсию по выслуге лет, составляет вполовину меньший срок и равняется 25-ти годам.) На вопрос о том, что нужно для того, чтобы стать хорошим учителем, мы услышали: «Любить детей, быть тактичным, выдержанным и мудрым». Почти полсотни лет живет эта женщина в Киеве и все это время предпочитает оставаться сельским учителем. Она чувствует специфику воспитания ребенка в сельской местности, позиционирует себя как сельского жителя, а также утверждает, что в селе работать гораздо приятнее: ведь там и до сих пор перед учителем шапку снимают. Ее бывшие ученики, многие из которых сами стали педагогами, и те, кто сегодня готовится заканчивать школу, утверждают, что, кроме традиционных черт, необходимых для людей данной профессии — требовательности, знания предмета, умения держать на себе внимание, Нина Евменьевна отличается еще и поразительной ласковостью, способностью понимать детей и быть понятой ими. Она говорит, что сегодня гораздо интереснее работать с детьми, так как год от года они становятся все способнее и умнее. Раньше в первом классе за чтение 20 слов в минуту в ребенке видели гения, а теперь ее обычные четвероклашки никого не удивляют скоростью чтения и в 150 слов в минуту.
Сельская школа, находящаяся «в двух шагах от столицы», каким-то образом умудряется выдерживать нелегкую конкурентную борьбу на рынке образовательных услуг. Некоторые родители переводят в нее своих детей из киевских школ, а из сельских детей только единицы отправляются за знаниями в город. Дело в том, что в Софиевско-Борщаговской школе дети изучают три иностранных языка, а также под ее крышей размещается и филиал музыкальной школы, где учат петь, танцевать, рисовать и играть на различных музыкальных инструментах. Кстати, класс гитары ведет преподаватель консерватории, уроки пения — заслуженный деятель культуры Украины Ирина Якубовская. Писать стихи по собственной авторской методике учит как больших, так и самых маленьких учеников поэтесса, член Союза писателей Украины Татьяна Петровская. Она же — завуч младших классов автор семи сборников собственных стихотворений и редактор трех сборников поэтического творчества своих учащихся. Возможность реализации своего творческого потенциала для многих педагогов школы служит главной мотивацией их труда, однако по физкультуре, некоторым иностранным языкам, трудовому обучению мальчиков вакансии не заполнены. Опытные педагоги говорят о том, что не рвутся сегодня работать в школе молодые люди — у них теперь высокие потребности, для удовлетворения которых учительские материальные средства крайне недостаточны. Учителя постарше замечают, что только повышения уровня учительской зарплаты для поднятия престижа профессии педагога явно недостаточно. Они убеждены, что делом первой важности является обеспечение школ наглядными пособиями и всевозможным современным учебным оборудованием. По наблюдениям Нины Евменьевны, раньше учителями хотела стать чуть ли не половина класса, а вот сегодня из ее воспитанников мечтают работать в школе всего несколько человек.
Мы все желали бы, чтобы наших детей учили только мастера педагогического дела. Те, кто чудесно разбираются в своем предмете, любят свою работу, понимают детей и способны выкладываться на все сто... По крайней мере, именно такими видят настоящих педагогов выпускники Нины Евменьевны и добавляют в адрес своей первой учительницы: «Мы благодарны не только за то, что научила нас читать и писать — очень важно, что она нас всех любила...»