Один известный предприниматель и, кстати, добросовестный налогоплательщик, сильно удивлялся, слушая сообщения о достижениях налоговой службы по наполнению бюджета. «А что же в этом случае делаю я?» — спрашивал он. Тем не менее бюджетный вклад фискальных органов трудно не заметить. Рапортуя общественности об итогах полугодия, первый заместитель главы ГНАУ — начальник налоговой милиции Виктор Жвалюк, вчера доложил о двух миллиардах гривен, привлеченных в бюджет налоговыми милиционерами путем раскрытия 6,4 тысячи преступлений. Причем 90% открытых уголовных дел числятся в графе особенно крупных.
В активе силового крыла налоговиков также изобличение 170 «конвертационных» центров (последним пришлось «поделиться» с бюджетом 40 миллионами гривен). Выявлено также 3,5 тысячи фиктивных фирм, с помощью которых виртуальные эк спортеры подавали необоснованные заявки на возмещение НДС. В этом случае предотвращен бюджетный ущерб на 823 миллиона гривен. 353 правонарушения квалифицируются как легализация (отмывание) средств, добытых преступным путем. По этой статье в суды уже направлено 128 дел. «Преступления не мелкие, исчисляются сотнями тысяч и миллионами гривен», — сказал Жвалюк. Он считает, что у Украины уже есть все основания, чтобы быть исключенной из «черного списка» FATF.
Хорошее приложение для своих сил налоговики нашли в борьбе с новомодным теневым бизнесом — подпольной перегонкой нефтепродуктов. Соответствующие миниНПЗ устраиваются не только при промышленных предприятиях, но и в жилых помещениях. А еще они сделали упор на работу в агросекторе, где поставили своей целью не допустить попадания зерна в фиктивные закрома (больше 700 преступлений). Цифры впечатляют. В связи с этим «День» спросил о том, не изменился ли декларируемый прежде курс налоговой на сотрудничество с крупным бизнесом? Отвечая, Жвалюк сослался на то, что глава ГНАУ Юрий Кравченко очень жестко реагирует на «эти силовые случаи». «Я сам военный. В милиции проработал много десятков лет, — сказал Жвалюк, — и тоже отношусь негативно к применению силовых методов». По его словам, налоговая милиция сейчас почти не использует силовых методов, они применяются только при задержании преступников оказывающих сопротивление, при ликвидации конвертационных центров или подпольных мини-заводов, где есть вооруженная охрана и где в налоговиков стреляют. «Но в мирной структуре, которая не платит налогов, — никогда», — утверждал Жвалюк.
И все же статистика налогового криминала дает почву для предположений: то ли бизнес — сплошной криминал, то ли налоговая увлекается силовым подходом. Поэтому мы спросили у предпринимателей:
Как вы оцениваете уровень партнерства бизнеса и налоговой?
Андрей НАЙДЕК, директор компании «Динай»:
— Такое сотрудничество — неотъемлемый элемент существования любого бизнеса, но хочу отметить, что это должно быть цивилизованное сотрудничество. Проблема лишь в том, чтобы найти ту самую «золотую середину», когда контролирующие органы не будут оказывать излишнего давления на бизнес, представители которого, в свою очередь, должны понимать, что государство немыслимо без финансовой поддержки с их стороны. Именно в нахождении оптимального размера таких финансовых отчислений и заключается проблема взаимоотношений налоговой службы и предпринимательства.
Анатолий КОГАН, руководитель торгово-промышленной корпорации «Алеф» (Днепропетровск):
— Для государства и для всех наших граждан, безусловно, полезно сотрудничество между налоговой и бизнесом. Но тут надо определить понятия. Малые формы бизнеса — семейный, мелкий (как говорили при нэпе, бизнес в один мотор) — их вообще нужно оставить в покое. Тут налоговая перебарщивает. Нигде в мире такого нет. Деньги в бюджет от мелких предпринимателей получают раз в год при регистрации — выдаче разрешения. А вот средний бизнес, действительно, нужно жестко контролировать. Потому что там возможны всякие злоупотребления с обеих сторон — и предпринимателя, и налоговой, которой всегда есть к чему придраться. А вот с большим бизнесом нужно только договариваться. Так делается во всем мире. Потому что это курица, несущая золотые яйца. Если позволить ей работать, то всем будет хорошо, и налоговая выполнит план. Ведь большой бизнес — это бюджетообразующий фактор, рабочие места, инфраструктура городов. Силовой подход к крупным налогоплательщикам может дать деньги на избирательную кампанию, но он зарежет не одну «золотую курицу».