Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

День чистой воды

21 января, 2003 - 00:00

Хотите — верьте, хотите — нет, но считается, что именно 19 января, то есть на праздник Крещения, с водой происходят непонятные метаморфозы. Уже в 12 часов ночи она начинает «волноваться». А кто осмелится в этот момент подойти к озеру или речке и набрать воду из проруби, тот, считалось, обеспечивает себя на целый год самым универсальным лекарством — и от душевных, и от физических ран. Для кого же это испытание слишком уж серьезно, шанс все равно есть — после праздничной службы вода обладает теми же чудесными свойствами. Например, в сельской местности по сей день девушки умываются крещенской водой, чтобы быть красивыми и счастливыми. Остальные используют ее прямо как заядлые акупунктурщики — протирают глаза, чтобы зрение было хорошим, уши, чтобы слышать только хорошие слова, лоб, чтобы голова была ясной. Не оставляли без внимания даже лошадей, ведь, отведав святой воды, они становились здоровыми и крепкими. И утверждают, что именно так оно и было. Врачи и психологи считают, что это классический пример самовнушения, но во многих населенных пунктах до сих пор свято верят в то, что, набрав на Крещение воды, нужно со всей мочи бежать домой — и чем скорее, тем счастливее и здоровее будешь. А кроме этого — в то, что праздничную трапезу в обязательном порядке начинать нужно со святой воды, и к тому же не забыть окропить ею дом.

Кстати, этнографы утверждают, что в сельской местности все Крещенские традиции живы в полном объеме. Например, еще за неделю до самого праздника молодежь прорезает в реке или озере прорубь и ваяет из сезонного материала — льда — крест. Так как он должен символизировать царские врата, его окропляют свекольным квасом и украшают еловыми и сосновыми ветками. Непосредственно на праздник Богоявления крест опускают в воду. И делают это потому, что с его помощью из воды уходит вся нечистая сила. А возвращается она в родные пенаты лишь тогда, когда к водоему кто-то придет стирать. Кроме этого, водную тематику каждая область обыгрывала по- своему. Например, на Слобожанщине считали, что 19 января вода на 1 минуту превращается в вино. Легенда эта пошла от купца Ивана, с которым якобы в этот день это и произошло.

Нынешнее же массовое празднование, которое, по традиции, прошло в столичном Гидропарке, от канонов, надо сказать, отошло существенно. Все ограничилось праздничным богослужением и купанием «моржей». Отчасти тому помешала и вовсе не крещенская погода, что, кстати, если верить народным приметам, довольно плохой признак — считается, что чем морознее погода на Богоявление, тем лучше будет урожай. Но из 40 тысяч людей, пришедших на гуляние, мало кто и знал, как оно должно быть по-настоящему. Например, учительница Людмила Кривобучко говорит, что слышала лишь то, что в этот день нужно святить воду, как куличи и крашенки на Пасху. А о том, что перед праздником целый день нужно поститься, а начинать трапезу со святой воды, слышит впервые. Слесарь Иван Лебедев и вовсе пришел в Гидропарк, чтобы «потусоваться» да на заплыв «моржей» посмотреть. Последние, кстати, по поверьям, поступали как нельзя более правильно: окунание на Крещение — залог того, что целый год болезни не коснутся.

Зато о популяризированных Жуковским крещенских гаданиях знают почти все. Тем более, что в праздник, венчающий святки, разговоры с судьбой дозволены. Хотя многие из традиционных для этого дня гаданий в условиях цивилизации не совсем реально осуществить, как, к примеру, бросание за ворота обуви или атаку противоположного пола зернами злаков.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ