Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВРЕМЯ ПЕРЕХОДИТЬ К ЕДИНЕНИЮ И БРАТСТВУ

16 августа, 2002 - 00:00

Автор уделяет в статье достаточно внимания неурядицам, которые имели и имеют место в христианском мире. Однако отнюдь не хочет признавать, что главная их причина — в том расколе 1054 года. Наоборот, соглашается с выводом, который делается в газете «Поступ» от 15 мая 2001 года: «Все это следствие того, что мы отошли от своего исторически определенного Цареградского (Константинопольского) истока...».

Как «верный православный», Н. Клиновой категорически против распространения католицизма в Украине (что совпадает с позицией Русской Православной Церкви Московского Патриархата и ее филиала в Украине): «Сегодня попытки дальнейшего окатоличивания нации продолжаются. Формируются новые греко-католические приходы и молодежные организации по всей Украине, особенно на ее Востоке и Юге, включая Крым. Усиленными темпами ведутся подготовительные работы к строительству кафедрального Греко-католического храма в г. Киеве. Энергично предпринимаются попытки возглавить все новые инициативные позиции в жизни украинского общества... Кто сможет сегодня однозначно ответить на уместный вопрос: с какой целью и во имя чего углубляем духовную раздвоенность украинской нации?».

Подобные взгляды не дают возможности г-ну Клиновому понять суть деятельности Папы Римского Иоанна Павла II. По моему убеждению, главной целью своей жизни этот выдающийся деятель современности считает преодоление раскола, воссоединения церквей, возвращение к истокам христианства. Нигде и ни разу понтифик не только не высказался, но даже и не намекнул на то, что Католическая Церковь выше других церквей и что возглавлять воссоединенную церковь должен глава нынешней Католической. Ведь Папа хорошо понимает, что процесс объединения слишком сложный и очень длительный.

Действующий глава Римско-Католической Церкви настолько выдающаяся личность, что опережает время. Есть ли в его ближайшем окружении такие люди, которые полностью его понимают и поддерживают? Если есть, то сколько их? Кто будет преемником Иоанна Павла II — человек, который продолжит дело его жизни или тот, кто от этого дела отстранится и будет заниматься только укреплением позиций католицизма в мире, что снова приведет только к усилению противостояния между ветвями христианства? Что касается украинских православных церквей, то их первые лица не могут договориться не только с главой Римско-Католической Церкви, но и между собой.

В таких обстоятельствах процесс воссоединения должны начать мы — простые верующие. А начинать следует с просветительской деятельности: верующим следует постепенно доказать, убедить в том, что все мы — православные, католики, греко-католики, протестанты и другие христиане — дети единого Бога, братья во Христе. Что раскол — это следствие греховности, несовершенства души человеческой. Что от вражды, предубежденности, подозрений время переходить к единению и братству. Конечно, путь этот тернистый. Еще долго будут находиться такие, кто будет утверждать, что, действуя в такой способ, «мы отходим от своего исторически определенного Цареградского истока». Но это необходимо преодолеть.

Господин Клиновой против распространения католицизма в Украине, я же наоборот — за. Пусть как можно больше строят храмов для римско- и греко-католиков. Пусть как можно больше верующих будут принадлежать к этим конфессиям. Будет ли существовать в подобных условиях угроза противостояния между верующими? Будет. Но мы должны сделать так, чтобы, вместо противостояния, люди поладили меж собой, чтобы осознали то, о чем речь шла выше. Ибо где же лучше это делать, как не у нас в Украине, где большие массы верующих различных конфессий будут обитать рядом и общаться ежедневно на работе, в магазине, на рынке, будут ходить друг к другу в гости, вместе будут праздновать бракосочетания, рождения, впоследствии — и церковные праздники. И когда рядовые верующие будут готовы к воссоединению, то и первоиерархам некуда будет от этого деться.

Если процесс воссоединения церквей реально, то есть на уровне простых верующих, будет начато именно в Украине, то не может ли случиться так, что резиденция возрожденной единой Церкви Христовой будет размещаться не в Риме или Цареграде, а в... Киеве? Конечно, нам, задерганным, отверженным, бедным, с комплексом второсортности, трудно поверить в то, что это возможно. Но великой (не по размерам территории или количеству населения) какая-то страна становится только благодаря выдающемуся вкладу в славу Божью и в развитие человечества. Способны ли мы на это?

Если бы это осуществилось, то представьте себе, как изменилось бы отношение к нашей стране в мире, какое бы место она заняла среди других стран, как избавились бы мы от ощущения второсортности, как гордились бы своим государством, как изменилась бы наша жизнь. Поэтому есть ради чего поработать.

Ю. СТАДНИЧЕНКО, пенсионер, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ