Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Двойная мораль

20 июля, 2002 - 00:00

О сновной причиной того, что страна оказалась в нынешнем положении, является закон, который не прописан ни одним нормативным актом, но в нашем государстве выполняется на все сто процентов, — это закон двойной морали. Такой моралью пронизаны все, без исключения, структуры общественной жизни. Для публики, микрофонов, средств массовой информации пропагандируется мораль правильная, а для узкого круга — как Бог на душу положит.

Особенно парадоксально это выглядит в системе образования, где формируется нравственное мировоззрение будущего страны. Учительство навязывает подрастающему поколению книж ную мораль, но, в то же время, само погрязло в аморальных поступках. Не зря учебные заведения по уровню поборов в своеобразных «хит-парадах» занимают ведущие места. И можно себе представить, как филолог на уроке говорит о проблеме гуманизма в средневековой литературе и бойко описывает картины Дантова ада, где в последнем кругу, девятом по счету, находились самые тяжкие, по мнению автора, преступники — обманувшие доверившихся. А после такого литературного монолога преспокойно будет требовать деньги от учеников в какой-нибудь из многочисленных фондов. Вот на такой двойной морали воспитано уже не одно поколение наших сограждан. Вопрос — когда научимся жить по совести? — будет звучать риторически. Конечно, жить цивилизованно в материальном плане мы все же когда-нибудь станем. Но чтобы вылечить больные души людей, понадобится не один десяток лет.

Не так давно Днепропетровское телевидение показало процесс распределения на работу выпускников факультета иностранной филологии местного госуниверситета. Управление образования области затребовало к началу учебного года 200 учителей такого профиля (только в город — 43 человека). Парадокс заключался в том, что выпускалось только 90 специалистов (с учетом целевой подготовки). Поэтому комиссия решала непростую задачу: как хотя бы часть из них отправить на педагогические хлеба и заставить начинающего учителя жить на 180 гривен в месяц, что составляет половину прожиточного минимума. Говорят же им: за прошлый год заработная плата повысилась на 50%, так они, неблагодарные, в ладошки не хлопают, ликовать не хотят, а лишь губки надувают и мало в это верят. Попробую объяснить с другой стороны. Если до повышения зарплаты средств учителю хватало для того, чтобы поесть один раз в день, то теперь он может это делать полтора раза. Сказано же, что через два года жалование будет соответствовать прожиточному ми-ни-му-му. Надейтесь, если к этому времени от недоедания с вами ничего не случится. Но голь на выдумки хитра, и поговаривают, что профессия педагога уж очень эффективна для решения проблемы избыточного веса. Недаром по внешнему виду мои коллеги выглядят очень даже изящно.

Престиж педагогической профессий стал очень низким не только из-за мизерной оплаты. Проблема еще и в моральном аспекте. Попробуйте научить тех, кто этого вовсе не желает. Философия большей части подрастающего поколения довольно проста: зачем напрягаться, если знания в обществе играют далеко не главенствующую роль. После девятого класса из школ бегут далеко не лучшие. Им опостылели общеобразовательные предметы и надоело протирать штаны да юбки. А тут еще целый список «экзотики»: этнография, экономика, экология, эстетика, электротехника, валеология, охрана труда, основы жизнедеятельности, основы права, санитарная и допризывная подготовка и т.д. Перефразируя Пушкина: «Нас всех учили понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Такую прорву естественных, гуманитарных, профессиональных и прочих наук трудновато освоить даже отличнику. Что тогда говорить об обитателях задних парт? Все подобные дисциплины читают, как правило, представители администрации (может, для этого они и существуют?) или их дают любому учителю, у которого не хватает часов до полной ставки. Вы когда-нибудь видели в школе или училище экономиста, этнографа, правоведа? Я тоже не видел. Тогда кому нужны науки, которые читают дилетанты?

Образование осталось единственной сферой, где в процессе работы необходимо в поте лица заниматься бумаготворчеством. Все должно быть спланировано, изложено в письменном виде и подписано у кого следует. От такой прорвы писанины (и чаще — бессмысленной) может «поехать крыша».

На протяжении последних лет общими усилиями мы детально разобрали систему образования «по косточкам». Газета «День» в этом процессе сыграла далеко не последнюю роль. Прислушиваются ли в верхах к мнению практиков — трудно сказать. Не исключено и обратное: у вас, мол, свобода слова, а у нас — свобода слуха.

Кто-то из мудрых философски заметил: чем чаще вы будете говорить о реформах, тем больше будет уверенности у общества, что они действительно происходят. Это — наш случай.

Василий ШМЫНДРУК, преподаватель, Днепропетровск
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ