Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Шанс для «ограниченных возможностей»

15 сентября, 2001 - 00:00

За последние семь лет количество детей с особыми потребностями увеличилось в Украине (несмотря на существенное падение уровня рождаемости) на 25,4%. Главные причины детской инвалидности — органические поражения нервной системы, болезни сенсорных органов, психические и врожденные расстройства развития. Существующая система обучения и пребывания неполноценных детей в специальных учреждениях интернатного типа, их оторванность от семьи, от обычного окружения усиливают психологическое давление, отрицательно влияют на развитие личности. В Украине уже начали интенсивно создавать учебно-реабилитационные центры, модели инклюзивных классов («смешанные» классы здоровых и больных детей. — Авт. ) в условиях общеобразовательных учебных заведениях.

«В большинстве случаев инициаторами и активными участниками этого процесса, — говорит директор Всеукраинского фонда «Крок за кроком» Наталья Софий, — выступают родители и общественные организации, которым нужна поддержка государственных структур. Именно поэтому в основу работы Фонда положен принцип партнерства с Министерством образования, местными отделами образования, Академией педагогических наук». Для успешной массовой интеграции детей с особыми потребностями многое еще следует сделать. Людмила Дробот, завотделом коррекционного образования учебно-методического центра среднего образования Минобразования, сказала «Дню»: «В высокоразвитых странах учитель, работающий одновременно со здоровыми детьми и детьми, имеющими особые потребности, имеет еще помощников, меньшее количество детей в классе, надлежащую экономическую базу и специально подготовленные кадры. Здоровый же ребенок, общаясь с детьми, имеющими физические и психические недостатки, становится более нежным и заботливым». Изоляция людей с особыми потребностями за десятки лет привела к предубежденному отношению общества к этим людям как к «чужим». Константин Корсак, завотделом Института высшего образования АПН Украины, заметил, что сегодня открыт ряд законов работы головного мозга человека и что одно из открытий — существование программы «свой — чужой», которую можно использовать для быстрой адаптации больного ребенка с особыми потребностями в общество. Понятно, что далеко не все дети с особыми потребностями имеют возможности усвоения курса обычной общеобразовательной школы, это должна определять специальная медико-психологическая комиссия. Но бесспорно, больные дети также имеют право быть полноправными гражданами нашего государства и общаться без ограничений со здоровыми детьми, которые должны научиться воспринимать эту категорию без предубеждений.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ