Посмотрим на проблему детальнее.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕКОСЫ
Несовершенство законодательства в стране часто приводит к тому, что на крымских возможностях и особенностях курорта зарабатывают другие регионы. Казалось бы, и дай Бог, в масштабах единого государства это вполне нормально. Но на самом деле это не так — крымский регион при этом теряет мотивацию к увеличению прибылей, к повышению качества обслуживания, а регионы-«нахлебники» стремятся только извлекать прибыль и не имеют мотивации к вложению инвестиций. Примеров таких масса. Уже говорилось об освобождении здравниц общегосударственного подчинения от платы за землю, из-за чего крымский бюджет теряет львиную долю прибыли от элитных санаториев. Но несовершенство действующего законодательства приводит и к стремлению государственных предприятий, находящихся в собственности Украины, лишить регионы права самостоятельно распоряжаться мобилизованными денежными средствами. Например, второй год Крымская дирекция пассажирских перевозок (бывшее Крымское отделение Приднепровской железной дороги) не является юридическим лицом, и все налоги в бюджет от ее деятельности по перевозкам крымских курортников уплачиваются по месту нахождения головного предприятия — в городе Днепропетровске.
В курортных регионах Крыма летом работает также большое количество коммерческих структур, физических лиц из различных регионов Украины. Работают они по единому налогу, который уплачивают по месту регистрации. Таким образом, в крымский бюджет от их деятельности не попадает ни копейки. Или, например, крупные компании осуществляют оптовую торговлю на территории Крыма, но налоги уплачивают также по месту нахождения головных предприятий. Появление в Крыму известных перевозчиков, знаменитых торговых компаний, безусловно, приветствуется автономией, это способствует повышению качества обслуживания туристов и одновременно свидетельствует о возрастании престижа наших курортов. Однако при этом возникает проблема урегулирования взаимоотношений с крымским бюджетом, которая, как полагают крымчане, должна быть решена справедливым образом.
ЧАСТНЫЕ ПАНСИОНАТЫ — ЗОЛОТОЕ ДНО…
— В течение нескольких лет мы пытаемся решить проблему упорядочения деятельности «мини-пансионатов», — рассказывает министр курортов Александр Таряник. В соответствии с действующим законодательством, сдача жилья внаем не отнесена к предпринимательской деятельности. На основании постановления Верховной Рады Крыма от 19.05.1999 г. лица, сдающие жилье внаем, уплачивают налоги по фиксированным ставкам путем приобретения патента.
На побережье появляется все больше домовладений, построенных по проекту гостиниц, где номера со всеми удобствами и категории «люкс», хозяева организуют питание, оказывают комплекс дополнительных услуг (сауна, бильярд). Проживание в таких номерах с полным пансионом обходится отдыхающим от 7 до 30 долларов США в день, в зависимости от региона, места расположения домостроения и качества жилья. Владельцы таких частных пансионатов уплачивают… всего по 20 гривень с койки в месяц. Это справедливо? Мы неоднократно обращались в Госкомтуризм по поводу разработки положения о мини-пансионатах, внесения изменений в действующее законодательство, но пока все остается по- прежнему…
В отдельных регионах министерство столкнулось с фактами, — рассказывает министр, — когда «рекреационные койки» на курортных землях сознательными умелыми действиями превращаются в частное домовладение, что изменяет всю систему налогообложения. Вот пример: межхозяйственная база «Прибой» Сакского районного Совета рассчитана на 2650 койко-мест, она находится на самом берегу моря, домики ранее принадлежали хозяйствам. Сегодня 45 процентов мест находится в руках частных лиц (более 70 человек). В договорах купли- продажи строения названы «летние домики» и почему-то расцениваются администрацией и налоговой инспекцией как частные домовладения. В результате никто из должностных лиц не пытается зарегистрировать владельцев домиков как субъектов предпринимательства, не приняты меры для получения ими лицензии на туристическую деятельность, хотя земля отведена под базу отдыха, и владельцы домиков осуществляют прием туристов. Потери бюджета налицо. Так одна симферопольская гражданка приобрела домик и размещает 14 человек в заезд по 9 долларов США в сутки. Даже если предположить, что она работала 60 дней (июль-август), доходы составили 7560 долларов США, или 40824 грн. В местный бюджет в соответствии с приобретенным патентом она уплатила… 224 грн.
Не менее странное отношение в Сакском районе и к регистрации лиц, сдающих жилье внаем. В день посещения Оленевки работниками министерства курортов Крыма на большинстве дворов висели объявления «сдается комната», но в сельском Совете на 592 домовладения зарегистрировано 9 (!) квартиросдатчиков, а в налоговой инспекции приобретено… 11 патентов на один (!) месяц и всего один из них продлен. И это типичная картина для многих городов и сел Крыма. В результате при увеличении по сравнению с 2000 годом количества отдыхающих, снимающих жилье, почти вдвое, например, в Черноморском районе сумма курортного сбора… уменьшилась на 8157 грн.
СЕРВИС ДЛЯ АВТОТУРИСТОВ
Крым всегда боролся за увеличение притока автотуристов, считается, что это один из наиболее доходных видов туризма. Однако и здесь чиновники не постарались обогатить государственную кассу. Александр Таряник приводит примеры того, как собирается курортный сбор в кемпингах и мотелях: «Например, в заповедном урочище «Атлеш» люди, отдыхающие там по 10 — 12 лет подряд, заявили, что в нынешнем сезоне впервые за курортным сбором никто не приезжал. Не отрицали этого и в Оленевском сельском Совете. Позволю себе об «Атлеше» сказать особо. Это заповедное урочище, и на этом основании Рескомэкоресурсов отказывает райгосадминистрации в разрешении на обустройство стоянки для автотуристов. Но они фактически находятся там десятки лет, прибрежная полоса укатана до состояния асфальта, количество машин достигает 500 и более одновременно. И сколько видит глаз — ни одного туалета, нет подвоза питьевой воды (ездят за ней в Оленевку), единственный мусорный контейнер на всю территорию, из которого, наверное, не убирали в течение сезона. В результате — горы мусора, пластиковой тары и пищевых отходов через каждые десять метров, разнесенные по всей заповедной степи. Кто же выигрывает от такой охраны природы? Ведь вместо того, чтобы обустроить автостоянку, взимать с автотуристов плату за пользование ею и курортный сбор, сейчас необходимы огромные затраты для приведения в порядок территории».
Аналогичная ситуация в Тихой бухте и в прибрежной зоне базы отдыха «Юнга» в Коктебеле, — рассказывает Александр Иванович. — А в поселке Малореченское под Алуштой русло местной реки Малореченка загрязнено бытовым мусором и пищевыми отходами из ближайших баров. Разве это государственный подход к организации курорта?
ИНФРАСТРУКТУРА КУРОРТА РАБОТАЕТ «НА КАРМАН»…
В мировой практике основной доход курортные регионы получают не от продажи путевок, а от реализации товаров и услуг в инфраструктуре курорта, где он от 4 до 10 раз больше. Что же получается у нас?
— В период курортного сезона резко возрастает реализация товаров и услуг на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания, — рассказывает Александр Иванович. — По данным Госкомитета по торговле и защите прав потребителей, розничный товарооборот ресторанного хозяйства официально зарегистрированных предприятий общественного питания всех форм собственности составил за первое полугодие 2001 года 39,0 млн. грн., что на 10,8 млн. грн., или на 38,2 процента выше соответствующего периода прошлого года. Вместе с тем эти показатели могли быть значительно выше, если бы все торговые точки имели разрешительные документы и, соответственно, платили налоги в бюджет. Чем можно объяснить тот факт, что в центре Судака, на набережной, рядом с торговыми палатками и кафе, работающими законно, 21 августа, в 14.00, располагалось 46 торговых точек, где частные лица, не имеющие никаких на то разрешений, реализовывали плов непосредственно из огромных казанов, шашлыки, манты, рыбу, салаты, сладости? Аналогичная ситуация на пляже в Новом Свете. Там в день проверки таких точек было 26. Причем никто из «самовольщиков» не пытается скрыться, каждый с достоинством отвечает, что он хозяин и никаких разрешений у него нет. Мы провели простой хронометраж: за 15 минут такой продавец отпустил товар на сумму 270 грн.! А очередь стоит к каждой точке весь день. Продукты выставлены на столах, стульях, коробках, без холодильников, на палящем солнце. Никакие правила хранения и транспортировки скоропортящихся продуктов не соблюдаются, нет ни медосмотров, ни санитарных книжек. Широкий размах приобрела торговля спиртными напитками: просто на набережную въезжают и стоят в ряд автомашины, в багажниках которых на любой вкус вино и коньяк. 21 августа на набережной до здания Судакского горисполкома и в районе рынка работники министерства совместно со специалистами исполкома насчитали 28 столиков со спиртными напитками в ассортименте, при этом, естественно, без каких-либо документов».
«БЕСПЛАТНЫЙ» ПЛЯЖ ПО 2 ГРИВНИ…
А как организована работа пляжей? Оказывается, не лучше. Александр Иванович рассказывает:
— «Решением сессии Ялтинского горсовета от 26 июля 2001 года был установлен бесплатный вход на городские коммунальные пляжи для всех жителей и гостей Ялты. Однако на момент проверки 22 августа 2001 г. на пляжах «Приморский» и ЧП «Барс» плата взималась в размере двух гривень. Ориентировочная выручка только с одного пляжа в день составляет около 10 тыс. грн. (без учета выручки от торговых точек, расположенных на пляже). Представим себе сумму выручки за сезон! Учитывая, что пляжи эксплуатируются самовольно захватившими их структурами, маловероятно, что эти деньги поступят в бюджет. Также в бюджет не поступит и плата за землю. Министерство запросило в Ялтинской городской налоговой инспекции информацию об уплате налога ЧП «Барс-2000». Оказалось, что за 7 месяцев (!) текущего года им уплачено: подоходный налог — 191 грн. 65 коп.; налог на прибыль — 150 грн.; НДС — 562 грн.; коммунальный налог — 16 грн. 02 коп. Всего 920 грн. 27 коп. Это, как видим, десятая (!) часть выручки за один день!»
Естественно, это совсем не исчерпывающий перечень проблем и возможных источников пополнения бюджета. Министр курортов и туризма Крыма Александр Таряник считает, что разобраться в нем — задача прежде всего налоговых органов во взаимодействии с заинтересованными органами местной исполнительной власти. Нынешнее положение дел с оборотом денег на курорте не может устроить никого: по некоторым подсчетам в бюджет попадает только треть того, что должно было бы получить государство. Министерство прилагает усилия к тому, чтобы постоянно повышалась эффективность работы рекреационного комплекса, заполняемость здравниц, удлинялся активный период их деятельности. Пока ясно, что без устранения названных причин утечек денег из бюджета, отрасль не сможет выйти на мировые стандарты. Стыдно говорить, но сегодня здравницы, мимо которых проплывает столько денег, имеют задолженность по заработной плате, а некоторые не стыдятся быть убыточными. В этот парадокс никто в мире не поверит. Может, уже пришло время государству вывести крымские курорты из тени?