Немало людей если не постоянно, то хотя бы время от времени, пусть мысленно, возвращаются к своему прошлому, в те места, где родились, жили, к тем, с кем учились, работали, оставили часть самих себя. Почти все, кто по тем или иным соображениям уехал за границу на постоянное жительство, продолжают испытывать профессиональный интерес к событиям, происходящим на родине. Не являемся исключением и мы. Внимательно следя за изменениями в системе образования Украины, продолжительное время переживали, что не находили способа поделиться новыми знаниями с украинскими коллегами.
И вдруг получаем письмо от Владимира Андреевича Киричка — директора средней школы села Червоный Плугатар Талалаевского района Черниговской области. В нем, в частности, говорилось:
«…Случайно попалась мне старая газета «Освiта». Листая, обратил внимание на рубрику «Новые компьютерные технологии в обучении». Дай, думаю, вкратце гляну, что это такое. Однако вкратце не получилось. Прочитав статью несколько раз, не мог заснуть всю ночь. В последующие дни нашел в библиотеке остальные номера со статьями этой рубрики. Все их не только прочитал, а законспектировал — и «заболел» компьютерами и новыми технологиями обучения.
Своими идеями и планами поделился с педколлективом школы. Но вместо поддержки и одобрения услышал, что, мол, компьютерные технологии хороши, наверное, для Киева, других крупных городов, но не для нас. Стоят ведь в нашей школе уже десять лет тринадцать «Корветов» (компьютеры старого образца), а толку от них никакого. Нам бы сюда хоть обыкновенный телефон провести, единственный на все село — говорили учителя.
Уходил с собрания удрученным. Уже в кабинете меня осенила мысль написать авторам рубрики письмо, попросить совета, а то и помощи. Ведь, пожалуй, нашей самой главной проблемой есть моя и всех учителей школы абсолютная компьютерная безграмотность. Воспользоваться же чьим-то опытом по компьютеризации обучения или хотя бы использования компьютеров, в нашем районе и области негде.
Но как написать? — раздумывал. Авторы мне — не родственники, не кумовья и не сваты. Мы никогда не виделись, даже не слышали друг о друге. Долго не решался. Потом через знакомых раздобыл ваш адрес и вот пишу…»
Вместе с письмом в конверт была вложена фотография школы, о радостях и проблемах которой Владимиру Андреевичу удалось рассказать удивительно точно и убедительно. Особенно поразила такая фраза: «…Наша прекрасная школа, которую вы видите на этой фотографии, была построена еще в 1990 году, но из- за отсутствия топлива и по другим причинам до 1998 года отапливалась нерегулярно, и учителя вынуждены были проводить занятия с учениками в неприспособленных помещениях конторы колхоза или у себя дома…». Однако после назначения Владимира Андреевича директором положение стало коренным образом меняться. Сейчас школа имеет все необходимые классные кабинеты, библиотеку, мастерские по дереву и металлу, столовую, актовый и спортивный залы. Удачно подобраны кадры. В школе работают учителя, которые закончили вузы на хорошо и отлично, двое из них имеют дипломы с отличием, один — звание «Заслуженый учитель Украины», трое — «Отличник образования Украины».
Словом, уже из одного этого письма было видно, что школу возглавил творческий, энергичный человек, талантливый руководитель.
«…Сейчас, — писал он, — мы уже отремонтировали цветной телевизор «Электрон», собираем деньги на видеомагнитофон, планируем создать школьную видеотеку. Испытываем сложности с видеоматериалами для уроков английского языка, да и других предметов тоже. А с компьютеризацией нам, похоже, вообще не справиться без вашей помощи».
Деловое сотрудничество началось с того, что мы записали и переслали школе видеокассеты с многочисленными учебными материалами известных американских образовательных каналов кабельного телевидения. Тексты, звучащие в сюжетах, подготовили в виде файлов на диске, чтобы их можно было распечатывать на принтере для раздачи ученикам к урокам и для домашней работы.
Однако еще более важной была методическая и практическая помощь школе в части подготовки к использованию персональных компьютеров в учебном процессе.
Конечно, эту работу невозможно было бы начать без понимания и поддержки местных административных органов. Начальник отдела образования Талалаевской райгосадминистрации Раиса Николаевна Буша, несмотря на занятость, нашла время выслушать, вникнуть в суть дела и не только сама загорелась этой идеей, но даже одолжила школе служебный компьютер, чтобы помочь им быстрее выйти в Интернет.
В свою очередь, Председатель Черниговской областной госадминистрации Николай Петрович Бутко — кстати, большой энтузиаст компьютеризации школ — пообещал выделить целый компьютерный класс.
Благодаря международному сотрудничеству и поддержке местных властей, Червоноплугатарская школа первой из сельских школ Украины 21 января 2001 года появилась в Интернете, и ее веб-сайт позволил школе заявить о себе на весь мир.
На данное время сайт школы (www.geocities.com/chpl_school), который ведется на украинском и английском языках, состоит из 36 страниц, содержит 64 фотографии и 3 рисунка — в целом 103 файла общим объемом 750 килобайт. Он систематически обновляется, привлекая все большее внимание.
По электронной почте к школе обращаются представители средств массовой информации, родители, ученики других школ Украины, ближнего и дальнего зарубежья. Приведем лишь несколько примеров.
В марте текущего года на ее электронный адрес поступило приглашение принять участие в престижном международном ежегодном конкурсе ThinkQuest. Через некоторое время ряд канадских школ откликнулись на предложение Червоноплугатарской создать совместную международную команду для участия в нем.
Вопросы установления деловых контактов со старшеклассниками Червоноплугатарской школы в интересах развития предпринимательских способностей с заинтересованностью обсуждены на заседании школьного совета средней школы Scarlett Heights Entrepreneurial Academy в Торонто.
Школьники разных стран предлагают сверстникам из Червоного Плугатаря переписываться по электронной почте. Организаторы же проекта делают все для того, чтобы такая переписка была не праздной, а полезной, помогающей сторонам лучше понять деловые возможности в каждой стране, обогатить авторов писем новыми знаниями, идеями. Такая постановка вопроса привлекает к себе внимание и учеников украинских школ.
«Сама возможнось переписываться с однокласниками из-за рубежа очень заинтересовала учеников Талалаевской школы», — пишет педагог Виталий Анатолиевич Науменко.
Инна Гавриш, школьница из села Березовка, что на Черниговщине, узнав о тех интересных и увлекательных мероприятиях и проектах, которые проходят или запланированы в Червоноплугатарской школе, сама обратилась к Владимиру Андреевичу с просьбой разрешить ей участвовать в них. Она заканчивает свое письмо словами: «Я хочу отлично учиться, потому что человек творческого труда делает мир лучше».
Несмотря на кажущуюся очевидность того факта, что люди в разных странах говорят на разных языках, для многих учеников прямо-таки открытием стало то, что переписываться, участвовать в конкурсе в составе интернациональной команды смогут только те, кто, как минимум, умеет писать на английском — языке международного общения. Тут-то некоторые школьники и растерялись. Оказалось, что далеко не все даже на родном языке могут свободно составить письмо.
Тогда директор предложил ученикам написать незнакомым зарубежным сверстникам письма о себе, своих планах, увлечениях, о том, кем каждый хотел бы стать после окончания школы. Он пообещал, что автор лучшего в своем классе письма получит от школы небольшую денежную премию, напомнив также участникам конкурса, что по его условиям победителям полагается значительное вознаграждение в американских долларах.
После этого уже не педагоги требовали выполнения задания написать письма, а ученики сами обращались к учителям, родителям с просьбой помочь. Ссылки на незнание английского не помогали взрослым. «Тогда помогите написать хотя бы по-украински», — говорили ученики с надеждой как- нибудь потом перевести.
По итогам конкурса на лучшее письмо победителям в присутствии педколлектива, школьников и родителей вручили премии, а на английском варианте сайта школы появилось 19 писем учеников 6—10 классов.
Не меньшим стимулом для освоения языка будет перспектива поехать вместе с учениками других украинских школ на учебу в Канаду. Программа такого обучения ориентирована на развитие деловых качеств и знаний, помогающих преуспевать в любом обществе.
Пока еще рано подводить итоги совместного сотрудничества, однако уже сейчас можно смело отмечать, что оно развивается успешно и плодотворно. Благодаря Интернету английский в одночасье оказался для многих учеников не обузой, а насущной жизненной потребностью, как, впрочем, и изучение других школьных предметов.
Но выход в Интернет, освоение электронной почты не являются, да и не были для школы самоцелью, как первоначально казалось скептикам. Совместными усилиями названных в письме людей планируется создать компьютерный класс и использовать его оборудование не только на уроках информатики, но и при изучении школьных предметов, для поиска и обработки информации, самообразования учеников и учителей.
На основании изложенного сам напрашивается вывод.
Эмигранты из Украины всегда оказывали гуманитарную материальную помощь своим родственникам, знакомым. Одни помогали одеждой, обувью, другие — продуктами питания, бытовыми товарами, даже компьютерами. Но последняя волна эмиграции — это люди в большинстве своем высокообразованные, имеющие большой практический опыт работы. И если они сегодня еще не очень зажиточны, то уже обогащены знаниями одной из ведущих стран мира, в том числе и в области образования. Именно они-то и могут оказывать гуманитарную помощь — хотя бы тем коллективам, где работали, — но помощь не материальную, а знаниями, которые, как пишет директор Червоноплугатарской школы, оказались дороже всяких денег.