Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Теперь в обращениях к Генпрокуратуре следует «подбирать слова»

20 июня, 2001 - 00:00

Вчера Конституционный Суд запретил Верховной Раде давать любые поручения Генеральной прокуратуре. По выводу судей, обращения «императивного характера» в адрес прокуратуры противоречат статье 19 Конституции. Согласно этой статье, «органы государственной власти не должны вмешиваться в деятельность прокуратуры по вопросам, которые лежат в ее компетенции». Решение принято по предоставлению Президента, причем единогласно.

История конкретно этого предоставления начинается в 1999 году, когда Верховная Рада поручила прокуратуре в трехмесячный срок проверить факты нарушения прав украинских акционеров наибольшего цементного завода страны ОАО «Николаевцемент». Тогда Высший арбитражный суд из-за невыполнения инвестиционных обязательств упразднил имущественные права украинских компаний «Хорда» и «Градотраст», а Фонд госимущества тут же продал отобранные пакеты акций французскому цементному гиганту «Лафарж». Эта транснациональная компания имеет активы в 62-х странах мира и годовой торговый оборот 64 миллиарда франков. Французские газеты, в частности Le Mondе, связывают эту компанию с окружением президента Франции Жака Ширака. Тот факт, что скандал с «Николаевцементом» случился вскоре после переговоров Ширака с Кучмой, позволил заинтересованным кругам в парламенте сделать предположения о неслучайности оперативной продажи акций огромного цементного завода ИМЕННО французам. Это и стало тогда предлогом для создания специальной следственной комиссии, а впоследствии и поручения прокуратуре немедленно проверить обнаруженные этой комиссией факты злоупотреблений. В ответ Леонид Кучма сделал предоставление в Конституционный Суд.

После этого Суд решил, что Верховная Рада не может контролировать прокуратуру и давать ей распоряжения. В то же время судья Станислав Яценко заметил, что конституционное предоставление Президента не могло быть основанием для Генпрокуратуры игнорировать парламентское постановление. Прокуратура должна воспринять этот документ как обычное обращение и обязательно отреагировать на него.

Впрочем, вчерашний вывод Конституционного Суда будет иметь значение, выходящее далеко за границы отдельной истории с «Николаевцементом». Ведь в решении судей указывается, что давать поручения прокуратуре не должна не только Верховная Рада, а и другие органы власти, в том числе Президент и Кабинет Министров. И здесь можно вспомнить хотя бы резонансный указ Президента, подписанный несколько недель назад, в котором прокуратуре поручается проверить факты теневой приватизации государственных предприятий.

Очевидно, отныне и парламент, и Президент будут вынуждены более тонко подбирать слова в документах, касающихся следственных органов. Слово «поручить» теперь придется сменить на «рекомендовать». А Генпрокуратура, в свою очередь, обязана рассматривать эти обращения на тех же условиях, что и от обычных граждан. Любая первоочередность, а тем более, ограничение сроков следственных действий, теперь не допускается. «Решение Конституционного Суда является обязательным для выполнения на территории Украины, окончательным, и не может быть обжаловано», — говорится в выводах судей.

Сергей СЫРОВАТКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ