По словам председателя жюри композитора Ивана Карабица, отрадно, что расширилась география участников конкурса, вырос его авторитет. «Очень мощно была представлена наша украинская фортепианная школа, — подчеркнул Иван Федорович. — Ныне выросла целая плеяда молодых талантов, учащихся средней специальной музыкальной школы имени Лысенко, училища имени Глиера, Национальной академии музыки Украины имени Чайковского».
МУЗЫКАНТ ОБЯЗАН ВСЮ ЖИЗНЬ ДОКАЗЫВАТЬ, ЧТО ОН ЛУЧШИЙ
В этом году борьба на конкурсе была очень жесткой. Во втором туре участники показывали, как они владеют академической игрой, исполняют классические произведения. Через судейское сито в средней группе (от 14 до 19 лет) в следующий тур прошли 25 человек, а в старшей (от 19 до 33 лет) — 22 пианиста. Здесь они продемонстрировали насколько независимы от штампов, как умеют сбалансировать свои эмоции. Многие музыканты играли сложнейшие произведения — до 50 минут, демонстрируя мастерство. Следует заметить, что все конкурсные дни зал Национальной филармонии был полон зрителями. У многих завсегдатаев даже появились любимчики, которых они активно поддерживали. Однако не обошлось на конкурсе и без драматических событий.
Настоящей «рубкой» стал четвертый тур, в который попали девять претендентов в среднюю группу и шесть в старшую. Ведь играть с симфоническим оркестром — сложное испытание для молодых музыкантов. Среди фаворитов публики были пианисты из Китая У Цунь и Ван Эвей, которые ныне учатся в Одесской консерватории в классе профессора Галины Поповой. Забегая вперед скажу, что оба завоевали бронзовые медали: первый — в средней, а второй — в старшей группе. Ярко и темпераментно выступал Василий Нетук из Беларуси, но в финале, видимо, не справился с волнением и «разошелся» с оркестром. Жюри погрешности не простило. Хотя зрители после его игры устроили овацию. Увы, домой музыкант уехал без наград. Впрочем, ему всего 19 лет и он делает только первые шаги в профессии. Понравился публике и ученик 11 класса Киевской средней музыкальной школы имени Лысенко Александр Гринюк, получивший, кроме бронзовой медали, спецприз «Самому талантливому киевлянину» от мэра столицы Александра Омельченко — телевизор «Панасоник». Кстати, фамилия Гринюк уже известна в музыкальном мире, ведь старший брат Александра Алексей в 1999 году победил на конкурсе Горовица, а ныне учится в Англии.
Член жюри Владимир Виардо не скрывал: «Нам было трудно определить лучших из лучших, настолько высок уровень конкурсантов. Я остался под большим впечатлением от всех туров. Хотя и не скрываю, что немного разочарован, что не у всех ребят хватило азарта и характера бороться до конца. И к финалу фавориты первых дней выдохлись. Мы, члены судейской команды, знаем, как важно не только показать игру во всем блеске, но и психологически настроиться на соревнование. Хочу заметить, что все без исключения конкурсанты много трудились, чувствуются опытные руки их педагогов. Тем, кому удача в этот раз не улыбнулась, не стоит унывать. Главное, верить в свои силы и успех. Ведь профессия музыканта требует постоянно доказывать, что ты лучший».
А Игорь Рябов добавил, что его, как члена жюри, обрадовал высокий профессионализм конкурсантов. Особенно заметен рост мастерства пианистов средней группы. Ведь исполнять поздние сонаты Бетховена архисложно. Особенно вторую часть, где музыканты должны передать глубинные чувства автора, философию произведения, а также показать насколько мастерски владеют фортепиано.
Все участники отмечали удивительно теплую атмосферу, царившую в дни соревнований. Иногородние конкурсанты жили в Доме творчества композиторов в Ворзеле, где всем были созданы условия для отдыха и репетиций. Членов жюри поселили в гостинице «Славутич». Вот только из-за плотного графика работы, наши гости лишь обзорно познакомились с красотами Киева.
НА ПЕРВЫЙ — ВТОРОЙ РАССЧИТАЙТЕСЬ
Не раскрывая всех тайн голосования, Иван Карабиц отметил, что все члены его судейской команды были единодушны, когда определяли золотых медалистов. Кандидатуры Дмитрия Онищенко (средняя группа) и Марии Ким (старшая группа) не вызывали споров. Им единогласно присудили победу. Они были на несколько порядков выше и заметно выделись среди других конкурсантов. Диме 18 лет. Он студент I курса Львовской музыкальной академии, класс Натальи Грамотеевой. Своим первым учителем считает маму — Ирину Немиру, которая открыла ему волшебный мир музыки. Два года назад Онищенко был дипломантом конкурса Горовица, а ныне стал его золотым лауреатом. Музыкант заметно вырос. По мнению Карабица, он обладает уникальным интеллектом, тонко чувствует произведения, которые исполняет. У Дмитрия блестящая техника, но при этом он абсолютно лишен внешних факторов игры. Вне сцены Дима поражает целеустремленностью. Кроме фортепиано, играет на кларнете, пробует свои силы в композиции (пишет музыку и стихи) увлекается астрономией, географией, иностранными языками.
— Для меня конкурс — это возможность не только показать себя, но и услышать других, стимул к усовершенствованию, — сказал Онищенко. — Вы знаете, мне было очень легко и приятно выступать с Симфоническим оркестром Национальной филармонии. В тот момент я почувствовал, что я не один на сцене. Второй концерт Сергея Рахманинова является одним из самых любимых моих произведений.
А победительницу в старшей группе Марию Ким Иван Карабиц сравнил с вулканом. У пианистки раскованная свободная манера исполнения, блестящая техника, и от ее выступления в зал идет огромная энергетика. Маша родилась в Севастополе. Она лауреат Международного конкурса в Сенигалии (Италия, 1994 г.), а также конкурса юных пианистов Владимира Крайнева (Харьков, 1996 г.). Ныне студентка III курса Высшей школы музыки и театра в Ганновере (Германия), класс профессора В. Крайнева. Отец — дирижер, мать — пианистка. Как считает Мария, по психологической борьбе, конкурсы сродни спорту. Нужно настроиться на победу. Она не скрывала, что много занималась. Когда выходила на сцену, то старалась показать на что способна, раскрыть нюансы исполняемых произведений. Учиться в Германию поехала только потому, что там преподает Крайнев. Маша восхищается своим педагогом. В учебе ей нужен и кнут, и пряник. Мечтает в будущем много гастролировать. Призналась, что не любит тишину и отдыхает, слушая эстрадную музыку. Поначалу очень тосковала по родным и дому. Преодолеть разлуку ей помогает ощущение того, что приобретает фундаментальные знания для своей будущей профессии. Среди многочисленных подарков, которые получили Ким и Онищенко, было и приглашение выступить с сольными программами в Венгрии.
Но если с лидерами все было ясно, то делить остальные награды жюри было нелегко. Например, в средней группе москвич Павел Домбровский и харьковчанин, ныне учащийся спецшколы при Московской консерватории, Роберт Уманский играли прекрасно. Кого из них выделить? После бурного обсуждения был принят компромиссный вариант: обоим присудить второе место. Так же поступили и в старшей группе, где серебряные медали получили Александр Пироженко (Россия) и Павел Елецкий (Беларусь). Шесть конкурсантов разделили по три бронзовых медали. В средней группе: Александр Гринюк (Украина), У Цунь (Китай) и Сергей Школяренко (Украина), а в старшей — Ван Эвей (Китай), Эдуард Кунц (Россия) и Наталия Сухина (Украина). Были специальные призы: за лучшее исполнение обязательной программы, исполнение произведений украинских композиторов и авторов стран — участниц конкурса, за виртуозность исполнения и т. д.
Примечательно, что кроме соревнований, с огромным успехом у зрителей прошли концерты почетного гостя — пианиста из Германии Бориса Блоха, членов жюри, которые являются активно гастролирующими музыкантами и педагогами — американцев Владимира Виардо, Джерома Ловенталя, Даниэля Поллака и итальянца Хуперта Ступпнера. После лекции Дэвида Дюбаля (США) — пианиста и музыковеда, презентовавшего эксклюзивный проект, с использованием уникальных аудио- и видеоматериалов о Владимире Горовице, забросали многочисленными вопросами. Беседу пришлось продолжать уже за кулисами, которая продолжалась еще два часа. В ходе разговора Дюбаль сообщил приятную новость, что его книга «Беседы с Горовицем» нынче переводится на русский язык и осенью должна появиться на книжных рынках. А Ступпнер предстал в нескольких ипостасях — композитора и дирижера (его концерт для фортепиано с оркестром исполнил лауреат II Конкурса Горовица Вячеслав Зубков), а также музыковеда (прочел лекцию «Воспитание исполнителей в системе международных конкурсов» по своей книге «Мефисто-вальс, или танец на клавире»).
ПОКА МЫ СТАВИМ МНОГОТОЧИЕ
Подводя итоги IV Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица, следует заметить, что он помог раскрыть новые имена, стимулировал участников и их педагогов совершенствовать свое мастерство, привлек огромный интерес публики и отдал дань памяти замечательному музыканту, которому в 2003 году исполнится 100 лет. К этой дате планируется выпуск книги о киевском периоде жизни и становлении пианиста до его эмиграции в Америку, которую готовит музыковед Юрий Зильберман. Примечательно, что организаторы не забывают о талантливой молодежи и после конкурса. Они внимательно следят за их профессиональным ростом, организовывают их гастрольные концерты, проводят «Школы исполнительского мастерства», выпускают компакт-диски лауреатов, а также опекают при дальнейшей подготовке к другим международным конкурсам. Так, с 26 мая стартует Международный фестиваль «Киевские летние музыкальные вечера», которые проводятся на эстраде в Центральном парке культуры и отдыха возле Мариинского дворца. В каждый выходной день готовится разнообразная программа среди именитых участников будут и имена нынешних победителей конкурса Горовица.