Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кризис парламента или Парламентаризма?

5 февраля, 2000 - 00:00

Левые остались в меньшинстве, а назначение премьер-министром Виктора Ющенко ускорило завершение процесса формального оформления правоцентристского большинства.

Собственно в тот момент, когда это формальное оформление состоялось, представители левого лагеря в руководстве Верховной Рады (если они считали себя государственными деятелями), следуя обычной политической логике, должны были бы сложить свои полномочия и открыть путь плавному приведению в соответствие руководящего подиума и вида сессионного зала. Так делают настоящие государственные деятели в цивилизованных странах. Наверное, тогда бы не было и определенного перекоса (по моей субъективной точке зрения) относительно отстранения всех представителей левых от руководства парламентскими комитетами. Но так не случилось. Наоборот, с демонстративной грубостью председатель парламента начал противиться совершенно очевидному и неминуемому изменению. Вплоть до того, что вообразил себя хозяином здания парламента. Нежелание признать изменение реалий и потерю своих временных союзников имело глубоко негативные последствия. И не только для непримиримых левых. Думаю, что состояние полного абсурда, когда Александр Ткаченко пытается руководить, имея поддержку лишь трети депутатского корпуса, очевидно для всех, и общественная оценка, по-видимому, будет соответствующей. Но ведь очевидно и другое — при отсутствии левой оппозиции Верховная Рада тоже не может быть полноценным парламентом! И не потому, что в таких условиях не может теоретически осуществлять первое полномочие, определенное статьей 85 Конституции Украины, а потому, что высший представительский орган страны должен полно и реально представлять общественное мнение, отражать состояние общества.

Надеюсь, что хотя бы половина оппозиционных левых фракций осознает ответственность перед своими избирателями и продолжит свою парламентскую работу как цивилизованная оппозиция.

В конечном счете, революции не было, произошел обычный естественный процесс смены руководства после формирования нового большинства. Политическое направление этого большинства также уже начало проглядываться с первых знаковых решений относительно изменения символики на зданиях Верховной Рады, отмены государственного праздника — октябрьской революции, изменения порядка отсчета созывов Верховной Рады Украины не от создания Совета УССР с помощью большевистских штыков, а с Дня провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 года. Громкие возгласы о неконституционности действий большинства безосновательны. В первую очередь, учитывая конституционную норму статьи 91 о том, что решения Верховной Рады принимаются большинством от конституционного состава.

Ссылки на отклонения от некоторых регламентных норм вполне справедливы и даже некоторых из них можно было бы избежать. Но является ли это основанием для правовых претензий? Часть пятая статьи 82 Конституции Украины определяет «Порядок работы Верховной Рады Украины». Закона такого в Украине нет.

До сегодняшнего дня парламент Украины руководствуется документом, утвержденным Постановлением Верховной Рады Украины 1994 года, который во многих своих положениях и целых разделах противоречит Конституции Украины. Почему в парламенте есть комитет по вопросам регламента, а закона о регламенте Верховной Рады до сих пор нет — это отдельный вопрос.

Сегодня довольно часто мы слышим слова об угрозе парламентаризма. И это правда. Такая угроза существует. Но не исходит ли она по большей мере от тех политических партий и политиков, для которых парламентские механизмы достижения согласия в принятии решений, как и борьба за поддержку граждан, материализующаяся в их голосах на выборах, представляются неэффективными вследствие потери контроля над руководством высшего представительского органа государства? Снова хочется забыть о «пережитках» вроде «верховенства права» и вернуться к верховенству «революционной целесообразности».

Мы должны сохранить еще совсем не окрепшие ростки институционной демократии, сохранить соответствие направления общественного развития воле граждан, выраженной на общенациональных выборах, сохранить право оппозиции на предание огласке и защиту своих позиций, сохранить деление и автономность ветвей власти. Все это нам досталось очень дорогой ценой, усилиями многих поколений. И ради этого, подавив личные амбиции, оскорбления и корпоративные интересы, все народные депутаты Украины сообща должны искать правильные законодательные решения и защищать интересы своих избирателей. Только если мы будем работать вместе и слышать друг друга, мы избежим грубых перекосов и сможем полноценно выполнять свою контрольную функцию. А решения Верховная Рада Украины будет принимать большинством от ее конституционного состава, следуя Конституции Украины, принятой именно Верховной Радой, «осознавая ответственность перед Богом, собственной совестью, прошлыми, нынешними и грядущими поколениями...».

Александр ЛАВРИНОВИЧ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ