Классическая музыка и современное классическое исполнительство — два понятия, стоящие вне категорий, например, экзотики, как это принято в эстрадном жанре. Однако, чего греха таить, у публики, что пришла на концерт, состоявшийся в последнюю субботу, 22 января, в Киевской филармонии, момент «этнографической» заинтересованности присутствовал. Ведь объявленной «звездой» вечера был китайский пианист Йин Чен-Зонг, ныне живущий в США. Все же исполнители из Поднебесной — гости в нашей филармонии нечастые.
Впрочем, сам концерт все довольно быстро расставил по местам: класс игры — понятие интернациональное. Йин Чен-Зонг ныне профессор Кливлендского института музыки, давно признанная на Западе величина, не раз выступавший в престижнейшем Карнеги- холле и концертировавший с симфоническими оркестрами в Америке, Австрии, России. Основная же составляющая его музыкального опыта — то, что сближало его с аудиторией — это начало карьеры в России. Обучение в Санкт-Петербургской консерватории, лауреатство на Международном конкурсе имени Чайковского в далеком 1962 году — вещи несомненно значимые для любого виртуоза. В общем-то, немало и наших, украинских исполнителей вышло из этого русского гнезда. Именно потому и «русская» программа звучала вполне органично. Центральными же ее номерами были два великих и весьма сложных произведения. Симфонический оркестр национальной филармонии исполнил ровно, хотя и без особых взлетов, Симфонию № 6 («Патетическую») Петра Чайковского. Гость же взял на себя еще более трудную задачу — Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Опыт — великое дело, но в исполнении Рахманинова нужна еще и особая стойкость, мужество духа, — чтобы соответствовать колоссальному напряжению и вдохновенной мощи, вложенной композитором в сложную партитуру. Профессору Чен-Зонгу соответствовать удалось. Зима, субботний вечер, хорошо исполненный Рахманинов — не худший сценарий досуга. Хотя, к сожалению, пока что не очень распространенный.
А в театре-антрепризе «Серебряный остров» состоялась премьера «Бусы всеобщей любви» по комедии Л. Герша «Такие свободные бабочки». Разделять театры по весовым категориям — дело неблагодарное. Но, что ни говори, некоторая иерархия все же есть: у академических, с «национальным» статусом тяжеловесов, совсем иные задачи, публика и репертуар, чем у небольших сцен и студий — тех, что во Франции в свое время назывались «театрами бульваров».
Антреприза «Серебряный остров» — из последних. Находясь в выгодном месте — на Прорезной, и не менее выгодном соседстве — в одном здании с казино — этот театр просто обречен иметь свою публику. Была она здесь и в минувшее воскресенье, на премьере «Бусы всеобщей любви».
Постановка по пьесе неизвестного у нас современного американского комедиографа Леонарда Герша по сюжету достаточно традиционна. Слепой, но талантливый Дональд (Михаил Шикула), стремясь освободиться от опеки чересчур авторитарной мамы (Людмила Лымарь, она же — режиссер спектакля), уходит жить один. В этом автономном плавании он влюбляется в шебушную Джил (Оксана Бандура), которая совращает его на кривой путь хиппизма, но и сама оказывается чересчур вульгарной и бесчувственной. Все как всегда: отцы конфликтуют с детьми, профанное — с высоким. Что же до заданий, то основной и нескрываемой целью режиссера было развлечение. На это «работала» и модная (в недалеком прошлом) тема хиппи и сексреволюции, и модная (в достаточно далеком прошлом) музыка «Битлз» и «Дорз». Обилие музыки, «юморных» реплик и ситуаций, фантастические пируэты незрячего Дональда — приемы того же рода. Пластическая ловкость и привлекательность Михаила Шикулы делают свое дело: его персонаж обаятелен и хорош собой. Другой вопрос — что за этими слишком уж беззаботными сальто и улыбками нет драмы — ни явной, ни хорошо скрываемой, которая все же стоит за спиной у этого парня. Не слишком убедительна Джил — Оксана Бандура. Понятно, что она играет беззаботную актриску-мотылька, не слишком обремененную моральными проблемами. Но ведь даже такая героиня имеет право ну хотя бы на сочность натуры, что ли. Нельзя же всю партию на сцене провести в беспрерывном писке, кривлянии и поддразнивании; за что-то же эту Джил должны любить мужчины, в конце концов!
Собственно говоря, подобного рода эмоциональных и постановочных нестыковок в спектакле хватает. Из-за этого все то, что происходит под аляповато нарисованными «битлами» (хоть бы Леннона пожалели) — и недостаточно смешно для комедии, и не слишком волнует, чтобы стать качественной мелодрамой. Все же выступать в нескольких ипостасях (постановка, музыкальное и сценографическое решение, одна из основных ролей), как это делает Людмила Лымарь — чересчур сложно и, особенно для того таланта, которым обладает актриса — попросту обременительно. Роль властной, но при этом глубоко любящей своего отпрыска матери, Лымарь проводит на достойном уровне, хотя и подчас с эмоциональным пережимом — все же напряжение и ответственность многих забот сказываются.
Так или иначе «Бусы всеобщей любви» свое место в репертуаре «Серебряного острова» заняли. На этот спектакль будут заскакивать, прогуливаясь по Прорезной, влюбленные парочки; иногда зайдет один-другой шестидесятник-восьмидесятник, ностальгируя по бурной юности; младшекурсники из Театрального и Института культуры, кто из-под палки, кто в охотку, тоже завернут в будний вечер. Еще одна бусина среди разбросанного и разорванного ожерелья киевских театральных вечеров. Упала — и затерялась.