Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

По долгам правительства расплатится налогоплательщик

22 сентября, 1999 - 00:00

Вчера Кабинет Министров в стенах парламента должен был прояснить внешнедолговую ситуацию Украины. В принципе, в стране, уважающей своих граждан, это весьма познавательное мероприятие должно сопровождаться телевизионной трансляцией и комментариями еще мыслящих журналистов, дабы налогоплательщики страны, карманы которых имеют самое прямое отношение ко всем государственным «творчествам», составили представление о финансовом состоянии государства, а значит — и своем собственном.

В конце концов налогоплательщик имеет право знать правду! А госчиновники, причастные к наращиванию внешних долгов, ОБЯЗАНЫ рассказать ее тем, за чьи налоги официально существуют. При этом сопроводив рассказ внятной аргументацией необходимости взятых кредитов и на конкретных примерах «проиллюстрировав» места дислокации одолженных денег. Но ждать выполнения своих обязанностей в данном случае не приходится (компетентный источник в правительстве утверждает, что вопрос внешних долгов вообще хотели обсуждать в закрытом режиме, что, в принципе, вчера и подтвердилось в парламентском зале, где развернулись дебаты вокруг прямой трансляции).

Так вот, правда заключается в том, что многовекторно управляемое государство наодалживалось до того, что лишь в следующем году по внешним долгам должно выплатить $3,3 млрд. (то есть 16,5 млрд. грн., согласно заложенному в кабминовском проекте бюджета-2000 курсу $1=5 грн.), что составляет большую часть доходной части кабминовского проекта бюджета (27,1 млрд. грн.). При этом стоит помнить, что в бюджетных доходах следующего года, кроме «букета» дополнительных сборов, усиливающих налоговое давление на легально «светящиеся» деньги (сборы на куплю-продажу золота, драгкамней, валюты, услуги мобильной связи), правительством учтены будущие доходы (!?) от госпакетов акций (зачастую переданные в «правильное» управление, а не проданные реальным инвесторам ради частного хозяйствования с последующим ростом производства и, следовательно, увеличением налоговых поступлений от него же) и поступления от приватизации практически нереальной суммы — 2,5 млрд. грн. (на начало сентября, напомним, Фонду госимущества удалось собрать чуть более 400 млн. грн.). Если в фискальных способностях государства (привет налогоплательщикам!), особенно после внесения в проект бюджета специального механизма зависимости финансирования налоговых органов от наполнения бюджета налогами, никто не сомневается, то выполнение последних составляющих доходной части — весьма сомнительно. В то же время проект нового бюджета сформирован так, что его доходная часть превышает расходную (это и называется бюджетным профицитом) на 554 млн. грн. Разница же между расходной и доходной статьями проекта бюджета в $100 млн., официально сформированная ради погашения внешнего долга (напомним — $3,3 млрд.!) выглядит как очередная отписка ради сохранения мнимого спокойствия иностранных кредиторов.

Таким образом, у государства в следующем году имеется три варианта решения внешнедолговой проблемы: объявление дефолта (то есть признание себя банкротом), дальнейшая реструктуризация внешних долгов (временная отсрочка выплат с обязательством погашать, но меньшими порциями) и... новые займы, а значит — новые долги ради погашения старых... (Леонид Данилович, правда, на прошлой неделе что- то мечтательно рассказывал о том, как Польше когда-то списали $15 млрд. внешних долгов. Подобный монолог главы государства, особенно на фоне не так уж и давних высказываний премьера о том, что, мол, Украина положительно оценила бы подобные «шаги навстречу» со стороны кредиторов —своеобразный тест на уровень государственного мышления. И можно даже сказать — диагноз для общества, выбравшего себе такую власть).

На что бы ни решилась Украина, практика показывает, что крайним в результате оказывается налогоплательщик. Особенно при наиболее вероятном и уже знакомом сценарии дальнейших событий — погашении старых долгов новыми (министр финансов Игорь Митюков, например, пару недель тому заявлял, что правительство очень хотело бы позаимствовать у внешних кредиторов дополнительно $1,4 млрд.). В то же время следует помнить, что Украина как страна, уже заработавшая себе репутацию ненадежной, может рассчитывать на них лишь при новых, более жестких условиях с высокопроцентными ставками. Т о есть внешние долги будут расти, провоцируя усиление налогового пресса (вполне возможны очередные дополнительные сборы), удешевление гривни, а значит — дальнейшее падение уровня жизни тех, у кого правительство не спрашивало: «А надо ли занимать у внешних кредиторов?» А недавнее высказывание министра финансов на закрытом заседании Кабмина о том, что, несмотря на введенные дополнительные сборы, не обеспечено надлежащее пополнение доходной части, красноречиво свидетельствует о намерении властей и далее залезать в карман тех, кто к властям (читай — долгам правительства) не имеет никакого отношения. За исключением того, что они эту власть избирают.

Яна МОЙСЕЕНКОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ