Как утверждают представители командования ПВО Украины, такие договоренности в отрасли противовоздушной обороны Киев имеет со всеми своими соседями как на западе, так и на востоке. Смысл заключается в том, что каждая страна обязалась заблаговременно предупреждать соседей о приближении своих военных самолетов к государственной границе ближе, чем на 25 километров. Чтобы противовоздушная оборона соседа не нервничала и лишний раз не поднимала свои истребители на перехват. Как в свое время объяснял корреспонденту «Дня» командующий ПВО Украины генерал Александр Стеценко: «Это позволяет нам эффективно взаимодействовать, избегать обострений и помогать друг другу при форс-мажорных обстоятельствах».
Однако в своих комментариях генералы вспоминают только, так сказать, о мирной стороне медали, о боевом дежурстве. А есть ли другая — собственно сугубо военная сторона? Здесь стоит сделать маленький экскурс в историю.
Организация общего дежурства средств ПВО СНГ оговаривалась еще соглашением об объединенной системе ПВО СНГ, участником которой Украина является с 1995 года. При этом речь шла конкретно о том, что при потребности общее боевое дежурство средств ПВО будет предусматривать проведение общих боевых действий по отражению воздушного нападения на территории государств- участниц. В апреле 1997 года тогдашний командующий объединенной системы ПВО СНГ Виктор Прудников в газете Минобороны России «Красная звезда» критиковал позицию Украины, потому что украинские военные отказывались участвовать в общем дежурстве войск ПВО.
Приведу цитату российского генерала: «Представители Украины видят какие-то политические препятствия. А с Казахстаном и Беларусью у нас проблем нет: наша и их авиации осуществляют полеты, совместно используют военные аэродромы, проводят тренировки сил, которые находятся на дежурстве». Украинские военные также решились бы на общее дежурство, если бы не побаивались политиков, утверждал русский генерал.
Следовательно, если наши украинские генералы решились таки на подписание положения о боевом дежурстве, то они уже перестали бояться политиков? В Минобороны Украины отвечают, что, как и раньше, Соглашения об объединенной системе ПВО СНГ Киев выполняет только в тех деталях, которые не противоречат внеблоковому статусу Украины. На этом можно было бы поставить точку, если бы не один момент. До сих пор ПВО Украины использует так называемую радиолокационную систему «пароль», которая была создана еще во времена Варшавского пакта для того, чтобы отличать вражеские самолеты от своих и не сбивать своих собственными же ракетами. Попытки перейти на общеевропейскую систему распознавания самолетов невозможны по причине нехватки средств. Поэтому, в случае напряженной воздушной военной акции для Украины самолеты НАТО в категорию «свой» попадать не будут.