«Мне снился огромный хрустальный дворец: все сверкает, кругом серафимы, ангелы», — сказала девочка. «Странный сон. Не детский какой-то», — покачали головой взрослые. На следующий день девочка рассказала: «Сегодня мне снился хлев, и кругом там был навоз». «Слава Богу! — с облегчением вздохнули взрослые. — Вот это нормальный детский сон...». (Девочкой была маленькая дочь Цветаевой, гостившая на даче у приятелей поэтессы).
Пару лет назад заезжали с дружеским визитом граждане Израиля (это ныне; ну а в прошлом — киевляне). Их восьмилетний сын почему-то разгуливал с накинутой на плечи бесформенной шкурой. «Что это он?..» «В Моисея играет», — отмахнулись израильтяне. И мы подумали: странная игра какая-то.
Вот палестинские мальчишки — те в войну играют, это нормально. Вездесущий корреспондент АП поймал самый разгар игры — двое «у стенки», двое сзади с «автоматами», а пятеро, весьма довольные, уже лежат: готовы... «Изображают солдат в Косово» (хотя можно предположить, что альтернативный фотокор разглядел бы в игроках «натовцев»). Нормальная детская забава.
А взрослые всех мастей тем временем играют в миротворцев. Одни — на «стеллсах», другие — на колоннах БТР, третьи — многозначительно высовывая из кармана кончик ядерной боеголовки. В войну играть цивилизованным взрослым уже вроде бы не к лицу, но если отыскать какую-нибудь достаточно разоренную страну, то можно поиграть там в мир — всем миром... Побольше правдоподобия, ребята, никаких улыбок на лицах, ссадины и шишки должны быть настоящими, иначе неинтересно.
Под чьим «флагом» войдут в Косово украинские миротворцы?
Миротворческая операция в Косово может стать своеобразным крещением для совместного украинско- польского батальона, созданного двумя странами несколько лет назад. О включении этого подразделения в многонациональные силы на Балканах сначала говорилось во время консультаций между Киевом и Альянсом. А позже оборонное ведомство Украины обратилось к руководству Польши с просьбой рассмотреть этот вопрос. В субботу польская «Газета виборча» сообщила, что премьер Ежи Бузек приветствовал эту инициативу и что вопрос будет вынесен на рассмотрение польского правительства. Что касается Украины, то существует опасение — удастся ли Киеву оперативно реализовать уже провозглашенную украинско-польскую инициативу.
Украинско-польский батальон насчитывает около 600 человек. Половина из них — это воины Железной дивизии Западного оперативного командования со штабом во Львове. Остальные — соседи из бригады Войска Польского, дислоцированной в Перемышле. Сразу после создания батальон был провозглашен миротворческим, то есть он должен действовать под флагом ООН или ОБСЕ. Одна из украинских рот батальона нынче уже приобретает миротворческий опыт на Балканах на территории Боснии и Герцеговины. Хотя польские и украинские военные вместе за пределами своих стран еще не находились.
Поэтому именно операция KSFOR — миротворческая миссия в Косово — могла бы стать крещением для этой совместной структуры. А также для других — собственно украинских подразделений. Помимо прочего, речь идет о санитарном подразделении и части железнодорожных войск, которая может прокладывать железнодорожные пути. Вместе численность украинского контингента в новой миротворческой операции может составить около 1300 солдат.
Но не исключено, что Киев так и не попадет в силы KSFOR. Или, скажем так, не попадет вовремя. НАТО уже разворачивает в зоне недавних боевых действий десять тысяч своих солдат. Москва шокирует Европу непредвиденным маршем своих десантников, которые неожиданно — вопреки предварительным договоренностям — взяли под свой контроль стратегический аэродром в Приштине, британской зоне ответственности. А Украина держит паузу. До сих пор не направлено представление на получение разрешения Верховной Рады об участии военных в операции на Балканах. Отправка контингента за пределы Украины — прерогатива парламента. В Комитете по вопросам безопасности и обороны утверждают, что в случае обращения медлить не будут. В Минобороны указывают, что такое представление в парламент должно готовить правительство. И тоже убеждены — если решение будет принято — отправка солдат не займет много времени. В то же время в Минобороны признают, что намного проще решить дело собственно с отправкой сугубо национальных подразделений, нежели совместного с Польшей батальона. Хотя бы потому, что нужно согласовать все юридические тонкости по использованию совместной военной единицы. К тому же, коммунисты в парламенте, которых там львиная доля, сейчас предубежденно относятся к взаимодействию украинской армии с НАТО. Поэтому военным следует сначала победить в, так сказать, домашних политических баталиях.
Сергей ЗГУРЕЦ, «День»