По словам Леонида Кучмы, ежедневно перед журналистами возникает вопрос выбора: «работать на консолидацию общества, сплочение его вокруг конструктивных целей или на раскол, отчуждение, вражду, внося в информационное пространство политические, межпартийные и межклановые разборки», которые у нас «далеко не исключение, и являются безошибочным показателем заангажированности как авторов, так и некоторых средств массовой информации», что «не особенно и скрывается».
Что ж, Леонид Данилович, очевидно, знает, о чем говорит. Ведь вчера же — по весьма характерному совпадению! — в ДИНАУ прошла пресс-конференция ведущего программы «7 дней» (УТ-1) Вадима Долганова, директора ТПО «УТН» Александра Бутко и продюсера «УТН» Юрия Захарченко, которые рассказали о причине невыхода в воскресный эфир «7 дней». Как оказалось, на самом деле программа... состоялась! В полном объеме, обычном формате, с выходом из 7-й студии нового аппаратно-студийного комплекса на Мельникова. Тем не менее, на наших телеэкранах в это время шла другая передача — аналитический выпуск УТН с ведущей Натальей Кондратюк, которая вышла в эфир из студии УТН на Крещатике. По словам собравших пресс-конференцию, за 20 минут до времени «Ч» (21.00) в центральную аппаратную Национальной телекомпании поступило письменное распоряжение президента НТКУ Николая Княжицкого, которое предписывало выдавать в эфир сигнал из студии УТН, «вырубив» программу Долганова.
Мотивировалось это тогда же обнародованным приказом г-на Княжицкого о том, что в связи с отпуском Вадима Долганова производство программы «7 дней» приостанавливается. И слава Богу, сказали бы просвещенные телезрители! Но хороши ли методы? Как уже писал «День», еще в пятницу творческий коллектив «7 дней» с подобным приказом ознакомлен не был. Целую неделю журналисты, операторы, режиссеры работали над сюжетами, при этом, по словам редактора Евгения Глибовицкого, в некоторых из них были использованы по-настоящему эксклюзивные съемки.
В программу, подготовленную Натальей Кондратюк, естественно, ни один из сюжетов от «7 дней» не вошел. По утверждению собравших пресс-конференцию, многие сюжеты программы были подготовлены журналистами СТБ (в эфире авторство ни одного из репортажей не обозначалось). При этом самым пикантным в данной ситуации моментом оказалось то, что по тональности, акцентам и интерпретации событий программа Натальи Кондратюк фактически мало чем отличалась от одиозного по своему верноподданическому пафосу и откровенному шельмованию врагов Президента проекта Вадима Долганова. Точно так же безапелляционно были выставлены «врагами народа» депутаты парламента («народ — проти народних обранців.., але він сам винен: бачили очі, що купували»). Точно так же исключительно положительно оценивалась деятельность Президента и Кабмина, с использованием перевода «стрелок» на местные власти, ту же Верховную Раду и левых. При этом в передаче отсутствовали сюжеты из реальной жизни обычных граждан, которые даже «7 дням» придавали хотя бы видимость некой достоверности.
Неизбежно возникает вопрос: во имя чего? Во имя чего «молодые реформаторы» нашего ТВ, приход которых на УТ-1 благожелательно оценивался демократическими силами, предпринял спорные с точки зрения нравственности, уважительного отношения к сотрудникам Национальной телекомпании и просто юридического права действия? Разве от того, что ложь преподносится обществу более благообразно, более профессионально, с меньшим идеологическим пафосом, она перестает быть ложью? И что в таком случае подразумевается под реорганизацией нашего государственного ТВ, которую, надо понимать, и пришла осуществить на УТ-1 новая команда Николая Княжицкого? Как ни прискорбно, но суперпрофессионал Наталья Кондратюк выдала в эфир старые пропагандистские клише, лишь подкрашенные самим ее имиджем независимого журналиста. Что же до корреспондентских материалов, то их профессионализм был далеко не идеален в проекции на журналистскую работу многих репортеров «7 дней».
Условием для своего комментария «Дню» возникшей ситуации Николай Княжицкий поставил окончание пресс-конференции Вадима Долганова, которая состоялась вчера в 15.00. Так что с его точкой зрения мы ознакомим наших читателей завтра. Скажем лишь, что произошедшее Николай Княжицкий мотивирует тем, что находясь в отпуске, Вадим Долганов не имел права выходить в эфир. На что противоположная сторона находит свои контраргументы, о которых правильнее судить юристам. Что же касается Вадима Долганова, то он сообщил, что «Гравис» уже предложил ему выдать в эфир воскресный выпуск «7 дней». По поводу будущего своей программы Вадим Афанасьевич говорить пока не склонен.
На прямой вопрос «Дня» о том, что лежит в основе его конфликта с г-ном Княжицким, не интересы ли разных политико-финансовых групп в окружении Президента, которые они представляют, Вадим Афанасьевич ушел от ответа.
Что ж, тем не менее, известно, что и Николай Княжицкий, и Вадим Долганов считаются людьми Президента. И вряд ли можно предположить, что Леонид Кучма не знает о разногласиях между ними, в которые вовлечены десятки сотрудников Национальной телекомпании. По сути, произнося с трибун слова о консолидации, Леонид Кучма и в информационном пространстве, так же, как и в политическом, поступает с точностью до наоборот. Или, сталкивая журналистов лбами, он надеется, что при этом в общественном сознании может остаться как бы в стороне, как бы ни при чем? При такой позиции Президента вскоре в нашем ТВ мы можем прийти к тому, что разные команды будут сражаться за каждую пядь канала, передачи, студии и т.д. Вряд ли при этом кто-то вспомнит об интересах зрителя. Так же, как и о необходимости «поддерживать человека в тяжелый час, вселять в него оптимизм, укреплять веру в себя и своих соотечественников» (цитата из выступления Леонида Кучмы перед работниками радио, ТВ и связи).