Но парламент и страна в целом хотят от бюджета несколько
иного. Во-первых, большей реальности. А во-вторых, большей социальной направленности.
Эти требования столь же противоречивы, сколь и взаимосвязаны. В этом плане
характерна ситуация с минимальной зарплатой и чертой малообеспеченности.
В хитросплетении интересов, где постоянно воюют, заключая ситуативные союзы
и сделки чуть ли не с каждым депутатским голосом не только импортеры и
экспортеры, но и группировки поменьше — кланы, «холдинги», землячества,
отраслевые лоббисты, и рождается обычно украинский бюджет. Роды идут медленно,
и дитя появляется на свет, как правило, ущербным. Эксперты предрекают,
что, несмотря на декларации правительства о стабилизации ВВП, который в
следующем году в соответствии с проектом бюджета должен даже на 1% подрасти,
при самом лучшем раскладе он сократится на 1%. Ибо рост, предусматривавшийся
на нынешний год, обернулся спадом. За 10 месяцев промышленное производство
сократилось на 0,8%, тогда как в январе–сентябре 1997 г. — на 0,3%. Все
думали, что падать уже некуда, а оказывается резервы в этом еще не исчерпаны.
В текущем году падение ВВП составит, по оценке экспертов, 1,7%. Инфляция
достигнет 20%. При самой сильной бюджетно-финансовой политике правительства
в будущем году она опустится до 12%.
Госналоговая администрация уже разработала 13 проектов
указов Президента, направленных на ликвидацию налоговых льгот и всевозможных
лазеек в законодательстве. Но, как показывает практика, Кабмин, наоборот,
постоянно увеличивает их количество.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТОВ
Заместитель председателя Счетной палаты Виталий Мельничук
отметил, что каждый новый бюджет у нас хуже предыдущего. Если бюджет-97
был принят с большим опозданием и его неудачу списали именно на это, то
бюджет-98 был принят вовремя. Однако его выполнение, по словам В.Мельничука,
ничуть не лучше.
Доктор экономических наук Виктор Найденов считает, что
бюджет-99 свидетельствует о том, что правительство не собирается решать
главную проблему страны — ликвидацию платежного кризиса. Бюджет будет работать
точно так, как и в прошлом году, поскольку не ставит своей целью запуск
производства. Если монетарная база повышается на 11%, то монетаризация
экономики даже понижается. По мнению В.Найденова, предусмотренные проектом
бюджета ВВП и доходы бюджета нереальны. Он назвал нынешний бюджет просто
сметой, где отсутствуют разумные приоритеты и разумная политика.