На должность государственного секретаря США, как давно ожидалось, назначена Хиллари Клинтон, сенатор штата Нью-Йорк, бывшая первая леди. Представляя ее, новоизбранный президент Барак Обама сказал: «Я знаю Хиллари Клинтон как друга, коллегу, советчика и противника в кампании. Она обладает огромным интеллектом и твердостью в сочетании с рабочей этикой. Я горжусь, что она будет следующим государственным секретарем. Это выдающаяся американка, которая пользуется полным доверием с моей стороны, знает многих мировых лидеров, будет вызывать уважение в каждой столице, сможет продвигать наши интересы во всем мире». По словам Обамы, «назначение Хиллари является знаком для друзей и врагов относительно серьезности моих обязательств восстановить американскую дипломатию и наши альянсы. Работы много, начиная от предупреждения распространения ядерного оружия в Иране и Северной Корее, поиска продолжительного мира между Израилем и палестинцами, до укрепления международных институций. Я не сомневаюсь, что Хиллари Клинтон — именно тот человек, который должен возглавить государственный департамент и работать со мной для решения амбициозной внешнеполитической повестки дня».
В ответ Хиллари Клинтон поблагодарила Обаму за возможность присоединиться к команде, заявив о готовности посвятить себя полностью новой работе. «Народу Америки требуется не только восстановление во внутриполитических делах. Ему также нужны свежие силы, чтобы восстановить положение США в мире, стать двигателем позитивных изменений», — подчеркнула она.
Интересно, что сразу после короткой речи Хиллари ее муж Билл Клинтон зачитал заявление, в котором речь шла о том, что «сенатор Клинтон — это тот человек, который поможет восстановить имидж Америки за границей, закончить войну в Ираке, распространять мир и усиливать нашу безопасность, строя со все большим количеством партнеров и меньшим количеством противников для наших детей будущее, в котором все вместе будут разделять ответственность и возможности».
Многие эксперты считают, что договоренность о посте государственного секретаря была достигнута еще в ходе кампании, когда сенатор Клинтон и ее муж Билл Клинтон согласилась поддержать Барака Обаму в качестве кандидата от Демократической партии в борьбе за президентский пост с опытным сенатором-республиканцем Джоном Маккейном. Как сообщали некоторые американские издания, для сенатора Клинтон не было перспективы карьерного роста в Сенате. Поэтому она решила воспользоваться возможностью делать карьеру на административной работе. И действительно пост госсекретаря является намного более привлекательным, чем пост сенатора или даже главы одного из сенатских комитетов. Ведь по иерархии преемственности или подчиненности госсекретарь занимает четвертую ступень после вице-президента, лидеров большинства в Сенате и Палате представителей. А с другой стороны, робота госсекретаря по публичности уступает только должности главы государства.
Довольно интересно объясняет аргументы, которыми руководствовался Обама при назначении госпожи Клинтон, Wall Street Journal, получив «Два госсекретаря по цене одного». Именно так звучит подзаголовок в редакционной статье американского издания, на взгляд которого, политические расчеты относительно должности госсекретаря были довольно четкими: лучше иметь машину Клинтона в союзниках, чем в критиках вне администрации. С другой стороны, отмечает издание, назначив Хиллари Клинтон, Обама нанимает человека, которого будет нелегко уволить. Возможность взятия советником на себя вины за политическую ошибку очень важна для защиты доверия к президенту. Если Обама будет пытаться уволить Клинтон, то ему придется иметь дело со всем окружением Клинтонов.
У некоторых обозревателей уже возникает вопрос относительно будущих отношений между президентом и госсекретарем: Обама нанимает Клинтон для того, чтобы прикрыть свою спину, или для того, чтобы защитить ее спину? Об этом, в частности, пишет Томас Фридман в The New York Times. Он считает одним из самых лучших и эффективных дипломатов Джеймса Бейкера, который всегда прикрывал спину своего босса Джорджа Буша-старшего. По словам Фридмана, когда иностранные лидеры говорили с Бейкером, они знали, что президент Буш защитит Бейкера от внутренних врагов и махинаций иностранных правительств. Как известно, кроме Бейкера, Генри Киссинджер также имел необходимые полномочия со стороны президента и откровенно говорил с главой государства.
Хотя сенатор Клинтон не может похвастаться опытом в области внешней политики, который был у Киссинджера, она не является неофитом. За восемь лет пребывания в Белом доме Хиллари Клинтон посетила 82 страны и встречалась с десятками иностранных лидеров. На взгляд обозревателей, она построит сильную команду в департаменте из своих сторонников, в частности, бывшего посла США в ООН Ричарда Холбрука.
Нынешний госсекретарь Кондолизза Райс отдала должное своей преемнице, которая «очень любит Соединенные Штаты Америки». Она, в частности, сказала на пресс-конференции в Лондоне, что Хиллари Клинтон «придаст огромную энергию, интеллект и мастерство этой должности».
Тем временем среди демократов нет сомнения в том, что Хиллари Клинтон справится с новой задачей. Президент и основатель института прогрессивной политики Вилл Маршалл подчеркивает, что Клинтон жесткая и всегда демонстрировала твердость. Обозреватели считают, что благодаря своему мировоззрению и независимой гражданской позиции Клинтон сможет расширить возможности своего министерства и стать очень влиятельным заменителем внешнеполитических идей Обамы. «Новоизбранному президенту придется первые два года сосредотачиваться на экономических вопросах, поэтому ему нужен высококлассный государственный секретарь, который будет улаживать дела за границей», отметил Лес Гелб, бывший президент Совета по делам внешней политики.
Обозреватели подчеркивают, что Обама назначил на самую престижную должность в своем кабинете независимого политика, взгляды которого формировались на протяжении восьми лет как первой леди, путешествовавшей по всему миру, а в течение следующих восьми лет как сенатора в комитете по делам вооруженных сил.
В ходе президентской кампании Клинтон довольно четко выразила свои взгляды в области внешней политики. В частности, касаясь Ближнего Востока, она критиковала администрацию Буша за то, что мирные переговоры завершились безуспешно. Говоря об Иране, она называла Обаму наивным, когда тот говорил, что без условий встретится с президентом Махмудом Ахмадинеджадом. Комментируя отношения администрации с Россией, Хиллари Клинтон сказала: «Это президент заглянул в душу Путина. А я могу ему сказать, что это агент КГБ. По определению он не имеет души».
Нужно заметить, что в статье «Безопасность и возможности для XXI века», опубликованной в прошлом году в журнале Foreign Affairs, Клинтон говорила, что государственническое мастерство нужно для привлечения стран, которые не являются врагами, но вместе с тем бросают вызов США на многих фронтах. В частности, она упомянула о попытке тогдашнего президента Путина использовать энергию в качестве оружия против своих соседей, а также о его вмешательстве во внутренние дела бывших советских республик. Вместе с тем она считает, что «ошибочно рассматривать Россию только как угрозу. Нам нужно выборочно привлекать Россию к вопросам высокой национальной важности, как, например, подавление ядерных амбиций Ирана. В то же время мы должны четко продемонстрировать, что наша способность рассматривать Россию как настоящего партнера зависит от того, сделает ли Россия выбор в пользу укрепления демократии, или вернется к авторитаризму и региональному вмешательству».
Украина возлагает большие надежды на Хиллари Клинтон, которая бывала в нашей стране в качества первой леди, а также сенатора. Во время президентской кампании она поддерживала евроатлантические стремления Украины и призывала НАТО предоставить ПДЧ Украине и Грузии. Довольно сильным было ее личное заявление от 18 апреля 2008 года, в котором она, в частности, отметила, что предоставление ПДЧ названным выше двум странам будет лакмусовым тестом успешности лидерства президента Буша в трансатлантическом сообществе. «Моя поддержка относительно ПДЧ базировалась на необходимости послать позитивный сигнал Тбилиси и Киеву, чтобы поощрить их остаться на пути реформ, а также послать сигнал нашей обеспокоенности Москве относительно будущей безопасности этих стран. Я искренне сожалею о неспособности президента Буша убедить наших союзников в НАТО принять это решение. Это впервые на нашей памяти, когда президент США принимал участие в саммите Альянса и не смог добиться публично провозглашенной цели», — говорилось в заявлении сенатора Клинтон.
Теперь в связи со вступлением госпожи Клинтон на должность Украине важно понять, будет ли новый госсекретарь с твердостью отстаивать заявленную в апреле позицию и «пытаться послать позитивный сигнал Киеву». И, наверное, самое главное, удастся ли госпоже Клинтон добиться успеха там, где потерпел поражение президент Буш — в вопросе предоставления Украине ПДЧ. Очевидно, что ответ на эти вопросы можно будет услышать уже в апреле следующего года на юбилейном саммите НАТО в Страсбурге и Киле.