Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Город сопротивляется. Давайте ему поможем!

29 мая, 1996 - 20:01

Несмотря на все усилия местных властей «разных созывов» превратить столицу в город максимально неудобный для жизни, обезобразить его неповторимые черты и «развеять» уникальную киевскую атмосферу, Киев сопротивляется, словно живой организм, оставаясь, вопреки всему, одним из прекраснейших городов Европы, влюбляя в себя всех — и старожилов, и приезжих. Правда, не может Киев противостоять жадности, равнодушию и дурновкусию, которые сегодня зачастую правят бал в столице. Так давайте поможем своему городу! Мы-то знаем: он не останется в долгу, даря нам красивейшие места и эмоции. Какие они? Об этом — о любимых уголках Киева — мы и попросили рассказать наших авторов, героев публикаций и просто читателей.

Андрей КУРКОВ, писатель:

— Мой Киев — это, в первую очередь, так называемый «тихий центр». Это Шевченковский район — Полтавская, Гоголевская, Некрасовская, Воровского, Кудрявская, Стрелецкая, до Золотых Ворот и до Андреевской церкви. Кроме этого, мой Киев — это еще Пуща-Водица, где я в детстве провел несколько лет, когда семья переехала из Ленинграда. Кроме названных местностей, это еще Павловский сквер на Коцюбинского, где сейчас находится американское посольство. Это Пейзажная аллея, Подольские горки, это Труханов остров и Гидропарк. Можно многое пропагандировать, но единственный способ бороться с разрушением Киева — это ввести мораторий на любое многоэтажное строительство в центре города. Здания выше пяти этажей нельзя строить в центре города. Это разрушает киевские горизонты и ансамбль и, в принципе, унижает Киев как исторический город. Наши музеи, слава Богу, функционируют. Однако не все. Музей истории Киева закрыли, отдали здание какому-то министерству и заново не открыли.

Валерий ШЕВЧУК, писатель:

— Мое самое любимое место — двор Софии Киевской. Этот памятник пока что не испорчен. Туда всегда прихожу, когда устает мой дух. С 1958 года, как только появился в Киеве. (Подумать только, уже больше полвека!) В Софии Киевской вообще удивительная энергетика! Подобной в столице нигде нет. Есть еще одно милое сердцу место. Это — Золотые ворота, около фонтана. Там в 20-х сходились писатели-неоклассики. Я также люблю туда приходить, чтобы посидеть около фонтана. К сожалению, теперь там поместили какое-то идиотское кафе, убрали скамейки вокруг фонтана, что теперь нельзя сесть и послушать воду... На мой взгляд, надо, чтобы все оставалось так, как было когда-то, ведь и место, так сказать, духовно освещено. Тогда собирались самые яркие писатели Киева своего времени, в частности, Евгений Плужник, Валерьян Пидмогильный, Тодось Осьмачка, Николай Зеров, Михаил Драй-Хмара...

Лариса КАДЫРОВА, актриса:

— Одно из моих самых уютных мест находится над Кукольным театром, где есть памятники Лесе Украинке и Марии Заньковецкой. Эти две женщины для меня объединены в пространстве и времени. Другое — у Аскольдовой могилы: аллея, вид на Днепр, памятник Леониду Быкову... Одним словом, те удивительные склоны и Днепр! К сожалению, Киев меняется к худшему. Я понимаю, когда многоэтажками застраивают новые районы столицы. Но когда ими застраивают Подол и исторический центр... Киев должен иметь свой характер и привкус, свою ауру и энергетику... А из-за такой необдуманной застройки оно все понемногу теряется, выветривается. И ничего — ни сердцу, ни уму — не прибавляется вместо этого. А характер нашего города можно сравнить с характером украинца из восточной Украины: такой же открытый и искренний, с такими же падениями и взлетами...

Павел ГУДИМОВ, галерист:

— Мой самый любимый киевский район, где я поселился и где находится арт-центр «Я галерея» — это Подол. Мне всегда нравились его пестрота и «непричесанность». Раньше город был сконцентрирован именно на Подоле. И тот дух и атмосфера здесь и остались. Мне кажется, не нужно бороться, чтобы не разрушалась старая, традиционная атмосфера Киева. Нужно бороться, чтобы была сформирована новая культурная атмосфера Киева. У нас практически не учитывают современное садово-парковое искусство, очень мало внимания уделяется скульптуре и дизайну в городах. Имеется в виду не просто банальщина, а именно арт-объекты. В Киеве совсем мало новых музеев. Во всем мире роль музея как культурного центра, культурного института уже давно определена. А у нас — наоборот — осталось все то, что было в советские времена. Не хватает центров современного искусства. Недостаточно музыкальных площадок, где можно проводить качественные концерты. А самое главное — недостает осознания того, что они нужны.

Александр КЛИМЕНКО, фотограф:

— Киев — мой любимый город. Это сложно рассказать словами — как музыку нельзя описать, а поэзию нельзя пересказать. Можно только слышать и ощущать, переживать эмоции и впечатления. Такой для меня Киев. Мне нравится парк Шевченко. Возможно, потому, что там прошла моя юность (я учился в «желтом» корпусе Киевского университета, где был факультет журналистики). Также люблю Гидропарк, Днепр. Как бороться с уничтожением киевской атмосферы? Как говорил Преображенский, это все в головах. Мне кажется, что бороться можно только тогда, когда найдутся люди, которые бы любили Киев, а не считали его плацдармом для зарабатывания денег. Таких людей сейчас мало. Они, конечно, есть, но к власти они не придут. Ситуация в Киеве связана в первую очередь с ситуацией в стране. Киев не может жить отдельно от страны. Если в стране люди борются за власть, и больше ничего их не интересует, то так же и в Киеве.

Надежда КОЗАК, художник-керамист:

— Я люблю Киев за то, что он зеленый, за его скверы, парки, которые, к сожалению, сейчас разрушаются. А еще за то, что в Киеве есть простые, искренние и веселые люди. Самое любимое для меня место — это Андреевский спуск, который, я считаю, является культурным центром города. Также Лавра с ее холмами. Еще Китаевская пустынь. На праздники мы с друзьями и родными пешком идем через каскады озер, Голосеевскую пустынь, выходим вплоть до Голосеевского парка, иногда даже к Феофании. С разрушением атмосферы Киева нужно бороться через культуру и любовь. Имею в виду всю культуру — и музыку, и кино, и художественное искусство, и культуру в себе. Кроме воспитания молодых поколений, следует воспитывать и политические круги, им культуры также недостает. Ситуацию можно улучшить через воспитание и искусство.

Олег СОБЧУК, лидер группы С.К.А.Й.:

— Киев для меня — это Подол, Днепр и моя работа. Благодаря столице я нашел много новых друзей и знакомых. Я люблю этот город и в то же время есть вещи, которые меня здесь возмущают. Я не могу понять, почему люди, которые здесь живут не ценят того, что имеют. Мусор — вот основная проблема Киева, его здесь слишком много. Я бы с удовольствием возглавил какую-то городскую социальную программу, где бы учил киевлян заботливо относиться к своему городу, не сорить и уметь любоваться им.

Михаил САГАЙДАК, археолог:

— Мне и легко, и нелегко отвечать на вопрос, где мое самое любимое место, поскольку я профессионально занимаюсь Киевом. Дело в том, что где бы я ни побывал в столице, у меня не отключается моя профессиональная особенность и привычка: мне приходится размышлять о различных местностях. Поэтому самое любимое место в Киеве — мой письменный стол, где я отвлекаюсь... А что касается местностей, то раньше я очень любил Замковую гору. Мне нравилось смотреть на Киев с этой высоты: там видно всю его топографию, если подниматься по ступенькам. Сейчас мне больше всего нравится Днепровская набережная. Хотя я могу констатировать, что она не играет такой роли в Киеве, которую, скажем, играет набережная Сены в Париже или Темзы в Лондоне и так далее. У нас — целый ряд проблем, связанных с застройкой города, и то, что я вижу, мне не нравится. Так, на набережной мне лучше всего гулять, но я вижу стену, которой начинают подстраивать эту часть Киева, начиная от Почтовой площади и далее. Застройки перекрывают ландшафт старого города, и мне это неприятно.

Евгений ГОЛОВАХА, доктор социологических наук, заместитель директора Института социологии НАНУ:

— Для меня Киев становится комфортным в воскресенье. Именно в воскресенье он бывает таким, каким я его помню с детства. И людей, и машин ровно столько, сколько нужно, чтобы это не мешало воспринимать неповторимую красоту нашего города. В будний день я не чувствую себя так комфортно. Знаете, киевская власть очень мало сделала для того, чтобы Киев стал удобным городом. Практически ничего не было сделано для решения транспортных проблем столицы. Мне кажется, нет таких мегаполисов, где бы так мало делалось для того, чтобы город был удобным хотя бы для автомобилистов, а уж потом и пешеходы будут чувствовать себя комфортнее. Быть может, тогда можно будет беспрепятственно ходить по центральным улицам. Потому что сейчас на тротуарах, пешеходных улицах стоят автомобили. А людям — что, перелетать через них или обходить по проезжей части? Проблема — в некомпетентности власти. И даже наименьшие попытки изменить ситуацию к лучшему консервируются. Вместе с тем, ничего не консервировалось, когда строили эти изощренные подземные магазины, занимающие целые кварталы. А на их месте нужно было делать транспортные развязки, стоянки. Во-вторых, необходимо восстанавливать рекреационные зоны. Сейчас Киев совсем не тот, каким был еще 20 лет назад. Варварски уничтожается зеленая часть города. Если Киев восстановит свои зеленые ресурсы и решит проблемы с транспортом, думаю, комфортных мест и для жителей, и для гостей станет значительно больше.

Татьяна ЦИМБАЛ, телеведущая:

— Я — киевлянка в пятом поколении, поэтому, очевидно, на клеточном уровне ощущаю красоту и все прелести города. Для меня любимые места, конечно, те, которые отличают Киев от других столиц. Ему Бог дал особый, типично киевский рельеф: холмы и кручи над Днепром. Я очень люблю пейзажную Владимирскую аллею. Люблю Труханов остров. И больно видеть, как они захламляются. Вообще Киев никогда не был таким грязным, как теперь. Знаете, писатель Виктор Некрасов, когда покидал свой любимый Киев, сказал: «Мой город меня разлюбил...». Иногда, когда прихожу в места, мне хорошо знакомые и когда-то уютные, овладевает такое же ощущение... Вот пример. На Владимирской горке, в уникальном парковом ансамбле, поставили за спиной Владимира (если смотреть с левого берега) палатку, где продают пиво... Это значит, что там будут разбитые бутылки, разбросанные пластиковые стаканчики и окурки... Неужели люди этого не осознают?! Приезжает Вселенский Патриарх Варфоломей I и служит Святую Литургию у памятника святому Владимиру... Это событие транслируется в прямом эфире.. Как будто все все понимают. Но... делают. Значит, это — неоцинизм. Когда евреи возвращались в Израиль, тогдашний премьер-министр Голда Мейер не давала гражданства без того, чтобы они не привели в порядок, не озеленили территорию страны, построенной на камне. Почему мы так небрежно относимся к своему святому славянскому городу с богатой тысячелетней историей?! Ведь здесь есть все для того, чтобы жить, влюбляться, рожать детей и быть оптимистом!

Игорь ЗАВАДСКИЙ, аккордианист:

— Без Подола Киев невозможен. Именно здесь еще сохранился дух старого и древнего города, и поэтому, имея возможность выбирать, я уже несколько лет живу на Подоле. Обошел и объездил на велосипеде (Завадский предпочитает именно такой экологически чистый вид транспорта, который ныне стал очень популярным в мегаполисах Европы, но до сих пор не прижился в нашей столице. — Авт.) весь свой родной район. Я очень люблю Контрактовую площадь. С ней связано приятное воспоминание. Мое новоселье на Подоле совпало с концертом: в 1986 г. я давал концерт в Доме культуры «Славутич». После выступления ко мне пришло так много гостей, что места присесть всем не хватило, но, несмотря на это, новоселье я отпраздновал очень весело. Друзья говорят, что такого креативного новоселья никто не делал. Мне приятно, что поклонники, узнав, где я живу, довольно часто готовят приятные сюрпризы: утром выхожу на балкон, а там, например, лежит букет цветов... А еще на Подоле находится один из самых старых кинотеатров — «Жовтень», которому почти восемьдесят лет, и здесь по ночам показывают фильмы, это очень удобно, так как я поздняя пташка — сова. Кстати, ныне площадь носит имя знаменитого кинорежиссера Сергея Бондарчука, а давным-давно именно здесь раньше находилась усадьба и деревянные магазины киевского предпринимателя Якова Каплера, отца знаменитого советского драматурга Алексея Каплера, по сценарию которого снята лента «Ленин в Октябре». Символично, не находите? Я люблю Андреевский спуск, и вообще каждая подольская улочка и дом хранят массу историй, легенд, которые хочется узнать, разгадать...

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ