Президент Петр Порошенко заявил в пятницу, что его армия уничтожила бронированную технику, которая входила на территорию Украины из России, и что российское вторжение может произойти в любой день. И с каким же предупреждением президент Обама обратился к Владимиру Путин? «Он может вторгнуться, — сказал Обама New York Times. — Если он сделает это, такие действия не поставят нас на путь новой холодной войны, но попытки поиска действенных отношений сотрудничества с Россией в остаток моего срока будут намного затруднительнее».
Что же получается, больше не будет приглашений в Кэмп-Дэвид? Путин может расценить это как стимул для вторжения. А когда у нас были действенные отношения сотрудничества? До того как Кремль предоставил убежище Эдварду Сноудену и поставил оружие Башару Асаду?
Стратегическая реальность такова, что независимая Украина нарушает мечты Путина о воссоздании Большой России. Он также загнал себя в угол и наверняка считает, что понесет политической ущерб, если поддерживаемые им сепаратисты будут изгнаны с востока Украины. В настоящее время он воспользовался таким предлогом, как гуманитарная помощь, чтобы усилить повстанцев, и украинскому правительству в этих условиях нужна более весомая поддержка со стороны Запада.
Единственный реальный фактор сдерживания вторжения и продолжающейся партизанской войны против Украины состоит в том, чтобы повысить издержки от путинского реваншизма, подняв их до такого уровня, когда он уже не захочет на них идти. Если Обама серьезно настроен на повышение таких издержек, вот некоторые идеи на сей счет:
Военная помощь Украине. Администрация отказала Киеву в его просьбе на том основании, что это «спровоцирует» Россию и усугубит насилие. Но снизить насилие можно лишь в том случае, если помочь Украине быстрее разгромить сепаратистов.
«Есть имущество и техника, которую мы можем поставить в значительных количествах и которая требует минимальной подготовки» для того, чтобы противостоять российскому вторжению, говорит эксперт по военным вопросам Эндрю Крепиневич, руководящий Центром стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments). Это бронежилеты, приборы ночного видения, противотанковые системы и переносные зенитно-ракетные комплексы для действий в составе небольших подразделений, а также запускаемые с руки беспилотные летательные аппараты для ведения воздушной разведки, спутниковые телефоны и мощные системы постановки помех, которые лишат боевиков из сил сепаратистов сотовой связи.
Индивидуальные санкции. Администрация в марте подверглась мощному осмеянию, когда после захвата Москвой Крыма ввела санкции против кучки связанных с Кремлем людей. Но закон Магнитского от 2012 года и без того дает возможность использовать санкции против российских чиновников, причастных к нарушениям прав человека.
«Пока по этому закону санкции применены лишь к 30 лицам, хотя у правительства есть более 282 имен», — говорит инвестор Уильям Браудер, помогавший составлять законопроект. Надо бить по Путину там, где живут его друзья.
Финансовые санкции. Хотя Обама заявляет, что западные санкции «по-настоящему укусили» российскую экономику, их воздействие оказалось весьма скромным. Курс рубля сегодня составляет 36 за доллар, и это лишь небольшое снижение, по сравнению с январским показателем 33,76 рубля. Московский индекс ММВБ примерно там же, где он был год назад. Отток капитала замедляется.
Марк Дубовиц из Фонда в защиту демократий (Foundation for Defense of Democracies) предлагает использовать раздел 311 из закона о борьбе с терроризмом, чтобы выделить крупные российские банки, связанные с государством и подозреваемые в отмывании больших сумм денег. Конгресс может также принять закон об отключении любого иностранного банка от его корреспондентских счетов в США, если он будет вести дела с указанными российскими банками. И как минимум Обама должен предупредить Россию, что в случае вторжения последуют масштабные финансовые и энергетические санкции.
Действия в области обороны. Госдепартамент в прошлом месяце заявил, что Россия нарушает договор РСМД от 1987 года, которым запрещаются ядерные ракеты средней и малой дальности, хотя об этом было известно уже давно. В 2007 году Путин по сути дела вышел из Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Соединенные Штаты должны подать сигнал о том, что нарушения будут иметь последствия. Начать следует с ликвидации ущерба, нанесенного Обамой отношениям с Польшей и Чехией. Он должен отменить свое решение от 2009 года об отказе от размещения систем противоракетной обороны в этих странах. Сделать это можно довольно быстро, разместив на суше те компоненты ПРО, которые в настоящее время являются силами и средствами морского базирования. США могут также успокоить прибалтов, опасающихся российского вторжения, разместив на постоянной основе в трех прибалтийских странах полк морской пехоты.
***
Обама считает себя реалистом в вопросах внешней политики, пытающимся налаживать диалог с противником. Но его политика привела к тому, что противник идет в наступление, встречая лишь минимальное сопротивление. Политика подлинного реализма — это противодействие устремлениям таких противников, а также разработка мер противодействия, предусматривающих повышение издержек и сплочение наших союзников. Если Обама не сделает этого, то со своими доводами смогут выступить Хиллари Клинтон и кандидаты в президенты от Республиканской партии.
The Wall Street Journal, редакционная статья, 18 августа, перевод ИНОСМИ.Ru