Подполковник Николай Грицайчук — начальник автомобильной службы 80-ой отдельной аэромобильной бригады ВСУ. Вместе с побратимами штурмовал Славянск, две недели провел в окружении в Луганском аэропорту. Летом Николай получил «несерьезное» пулевое ранение в левую ногу, через несколько дней — еще одно, осколочное. Сейчас нога восстанавливается, но осенью у военнослужащего обнаружили гепатит С.
ЭВАКУИРОВАЛ СЕБЯ САМ
Военная одиссея подполковника Грицайчука началась 9 марта минувшего года. «Утром вылетели из Львова. Прибыли в Гончаровск, где проходили тактические учения. Через неделю нас перебросили в Конотоп, затем — в Харьков, потом — Чугуев и неделю в Луганске, — перечисляет Николай. — Потом перебросили под Луганск, в район села Бахмутовки. Именно здесь так называемый референдум проходил. Дальше — в Славянск. После освобождения этого города нас снова отправили в Луганскую область. Пробивали коридор к Луганскому аэропорту. Пробились, а коридор за нами замкнулся». Недели две Николай с товарищами провели в полном окружении, продукты и воду им сбрасывали с самолетов.
В первый раз Николая ранило 28 июля в городе Лутугино под Луганском. Мужчина отказался от эвакуации. Утром 3 августа левую ногу задело осколками в Луганском аэропорту. Фактически Николай эвакуировал себя сам, ведь только он знал дорогу из зоны боев. Выезжали на двух грузовиках «Урал», забрали еще семь раненых. За рулем сидел солдат, Николай был рядом, держался за ручной пулемет и показывал дорогу.
По полям продвигались где-то 120 километров. Боец вспоминает: «Было шесть вечера, смеркалось. Сначала ехали с выключенными фарами. Но раненым стало очень плохо. «Урал» — машина тяжелая, трясет постоянно. Ребятам кололи обезболивающее раз пять, сердце могло отказать. Тогда включил фары, вышел в эфир, сообщил всем свой позывной, и — вперед, на полной скорости с включенными фарами». Раненых спасли. Хуже разворачивались дела в аэропорту. 24 августа, в День Независимости Украины, российские войска начали массированный артобстрел объекта. Вскоре украинские военные пешком, без техники, отошли из аэропорта.
«САМОЕ ТРУДНОЕ — ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО НАДО ЕХАТЬ»
«Всюду на востоке было одинаково сложно, — рассуждает подполковник Грицайчук. — Тяжело, когда рядом гибнут люди, с которыми недавно пили чай и смеялись».
Однажды под Славянском погиб парень. Экипаж машины, членом которого был погибший, должен был ехать дальше, на штурм города. Но бойцы были шокированы смертью, видом крови. Ребята не отказывались ехать, но пытались избежать задания. «Пришлось сесть вместе с ними и двигаться. Это было самое трудное — объяснить, что надо ехать, — рассказывает Николай Грицайчук. — Вообще никак не уговаривал подчиненных на сложные задачи. Просто ехал, а они за мной, и все. На передовой никому ничего не пообещаешь, как в мирной жизни. Надо показывать пример. Лично. Если люди увидят твой страх, тоже будут бояться».
Преодолевать страх Николаю помогала «Книга пяти колец», написанная японским самураем Миямото Мусаси в XVII веке. «Суть объяснить сложно. Но в книге много рассказывается об отношении к смерти. Тогда, на востоке, вспомнилось это произведение», — говорит боец 80-й бригады.
На передовую группа Грицайчука доставляла боеприпасы и продовольствие в любых условиях. Когда машина ломалась, тянули ее на жесткой сцепке. Боец отмечает: «Если артиллеристы не получат снаряды вовремя, может пройти колонна противника. Враг будет идти, а нашим бойцам нечем будет стрелять. Много людей может погибнуть просто потому, что у нас что-то не получилось. Поэтому, если задача есть, надо ее выполнять».
«С ДЕТСТВА ВИДЕЛ СЕБЯ ВОЕННЫМ»
Сейчас Николай во Львове, в гарнизоне 80-й бригады, где ремонтирует технику. «Только пригнал в часть машину после ремонта», — рассказывает военнослужащий.
В это соединение боец впервые попал в 18 лет, когда пошел в армию. Тогда это была 6-я десантная бригада. Затем Николай учился в военном институте, потом вернулся в эту же часть — недавно ее переименовали в 80-ю бригаду. От рядового дослужился до подполковника. Николай Грицайчук говорит: «С детства на всех фотографиях я в фуражке, военной форме, с игрушечным оружием. С детства видел себя военным. Наверное, призвание».
Боец снова хочет на передовую, но мешает гепатит. Болезнь диагностировали в октябре. Военнослужащий вспоминает: «Когда на Луганщине извлекали осколки, контактировали с кровью. А какая дезинфекция в полном окружении? Некого винить, потому что были антисанитарные условия, даже воды нормальной не было. Вот и заразился».
Гепатит С не лечится полностью, но для поддержания организма в более-менее нормальном состоянии требуется дорогостоящее лечение. Курс длится полгода, стоит около 100 тыс. гривен. Волонтеры помогают бойцу достать деньги на терапию. Лечение Николай начнет, когда соберет больше половины необходимой суммы. Есть уже 30 тыс. гривен. Только за время нашей беседы бойцу пришло два сообщения о переводе денег. Николай Грицайчук планирует: «На следующей неделе, возможно, начну лечение. Оттягивать нет смысла».
Для тех, кто хочет помочь
Николаю Грицайчуку:
Гривневая карточка «Приват Банк» 4149437730758693
ГРИЦАЙЧУК Николай Васильевич
Карточка «Ощадбанк»
4790820005078206
ГРИЦАЙЧУК Николай Васильевич