Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Наследники Малевича

В Центральном доме художника — Всеукраинская выставка абстрактной живописи
2 апреля, 2015 - 16:35

В этом месяце киевляне смогут посетить экспозицию из 200 произведений абстрактного искусства, созданных 120 украинскими художниками со всей Украины, в том числе — восточных регионов  и Крыма. В залах НCХУ зритель увидит произведения известных авторов: Александра Дубовика, Ивана Марчука, Петра Лебединца, Тиберия Сильваши, Александра Животкова, Сергея Савченко  и других, в том числе — совсем молодых живописцев. «В этом году исполняется 80 лет со дня смерти великого Казимира Малевича и 100 лет со дня создания его знаменитого «Черного супрематического квадрата». Проект «Абстрактная живопись Украины» —  возможность  представить живопись  авторов, которые работают в направлении от абстрактного экспрессионизма до супрематизма»,  —   комментируют организаторы.

Выставка действительно впечатляет широтой размаха: среди сотен полотен зрителю предстоит выбрать эстетически и мировоззренчески близкую для себя живопись, поэтому некоторые работы неизбежно проходят мимо сознания, а другие же — напротив, надолго врезаются в память. И если во время персоналок у зрителей и коллекционеров есть шанс серьезно вникнуть во все нюансы творческого видения автора, то огромная групповая выставка имеет совсем иное преимущество: именно здесь можно составить свое собственное представление об особенностях национальной школы нефигуративной живописи. Все участники в буквальном смысле — наследники великого Казимира Малевича, утвердившего экспериментальный взгляд на специфику выразительности абстрактного художественного языка, а вот насколько глубоко гены великого предшественника вжились в потенциал современной нам  арт-среды  — судить критикам и зрителям.

ПЕТР АНТИП. «СОЕДИНЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. КРАСНЫЙ КАМЕНЬ»

 

Сразу привлекает внимание ярчайшее полотно «Казино» Петра Лебединца и грандиозное «Соединение противоположностей. Красный камень»  Петра Антипа.  Для тех, кто знаком с этапами развития этих мастеров, будет абсолютно естественно воспринять эти произведения в серийном контексте, как и белый «Крест» Владимира Цюпко, и показанный рядом триптих «Сгоревшая мельница» Анатолия Фурлета. Несколько обособленно и совсем безнадежно-трагично прозвучали полотна из серии «Взгляд в бесконечность» кисти Ивана Марчука — впрочем, ради объективности стоит добавить, что сегодня тревога стала привычным синонимом украинской действительности.

СЕРГЕЙ САВЧЕНКО. «ТЕМА ПРОСТРАНСТВА-V»

 

Метод абстрактного мышления как эффективный способ изменять и расширять само пространство использовал в своей «Композиции» Владимир Лопарев. Мастер объединил многомерные возможности скульптуры и яркую выразительность абстрактной живописи, показав  их в своей работе  как  единое целое. Впрочем, абстракция как абсолютное изменение образов и предметов до неузнаваемости — нечасто встречаемая версия. Вполне конкретные предметы и обобщенные образы встречаются на полотнах Александра Дубовика,  фигуратив можно заметить и в композиции Юрия Вакуленко «Лестница в небо», однако при этом общее решение произведения позволяет относить его к абстракции.  Иные работы — очень лаконичные, воплощают идею гениальной простоты Малевича. Бескомпромиссно и остро-выразительно полотно Никиты Цоя  «Завтрак» и  экспрессивный черно-белый «Кадр» Наталии Корф-Иванюк. Для поклонников тонких цветовых нюансов приятным сюрпризом станут две картины из серии «Чувства» кисти Ирины Годуновой и «Розовая композиция» Елены Рыжих.

АЛЕКСЕЙ МАЛЫХ. «ЗАТМЕНИЕ ЛУНЫ»

 

Безусловно, подобные выставки очень интересны как объективный обзор развития абстрактного искусства Украины, хотя исподволь закрадывается мысль о том, что многие из показанных в проекте  живописцев показали отнюдь не самые сильные из своих произведений. В любом случае, проникновение в творческий мир требует индивидуального подхода: на  массовых выставках нередко случается так, что зритель проходит мимо небольшого полотна, и лишь впоследствии, с большим опозданием, обнаруживается, что оно принадлежит кисти крупного мэтра.

Вместе же вся когорта абстракционистов — мощное художественное явление, и если его рассматривать в контексте сосуществования с иными стилями и направлениями, нельзя недооценивать эту волну-цунами, способную оказать конкуренцию реализму, бывшего в советское время властью одобренным «единственно правильным». В нынешнюю свободную эпоху развития абстрактного искусства, во избежание нахально-безответственного плагиата и повторений собственных удач прошлых лет,  победителями  должны становиться самые талантливые: те, кому действительно есть что сказать миру.

Выставка  открыта ежедневно (кроме вторника) до 26 апреля, вход свободный.

Фотоиллюстрации  предоставлены  организаторами выставки

Елена ШАПИРО, искусствовед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ