В настоящее время посетители Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко имеют возможность насладиться теми произведениями живописи и скульптуры, которые раньше были доступны лишь специалистам. После долгих лет исследований и реставрации в залах музея будут представлены десять картин старых европейских мастеров и одна полихромная деревянная скульптура XV в.
Большинство из этих произведений никогда раньше не экспонировалось, потому что они были годами «хроническими больными» или находились под вековыми наслоениями потемневшего старого лака. Только благодаря усилиям специалистов Национального реставрационного центра (ННИРЦУ) уникальные работы получили «вторую жизнь». Другие полотна были незаслуженно обделены вниманием, поскольку считались картинами неизвестных художников, и только с недавних пор получили верную атрибуцию.
Среди живописных произведений XVI —XVIII вв., которые теперь заняли главные места в залах экспозиции, картины разных направлений и жанров: утонченная итальянская пастораль (Джузеппе Дзайс — 1709 — 1781) и классический архитектурный вид (Антонио Йоле — 1700 — 1777), умиротворенный голландский пейзаж (Корнелис Деккер — около 1620 — 1678) и динамическая батальная сцена, где восточные всадники противостоят европейским кавалеристам (Франческо Симонини — 1686 — около 1755).
Каждая из новых картин, наверное, найдет своего почитателя, однако цветочный натюрморт кисти фламандского художника Гаспера Петера Вербрюггена ІІ (1664 — 1730) не оставит безразличным никого. До последнего времени автором произведения считался отец и учитель художника. Однако сдержанные, чаще всего небольшие по размеру картины Вербрюггена-отца значительно отличаются от роскошных полотен Вербрюггена —младшего, которого можно было бы назвать Моцартом цветочного натюрморта.
Загадочным и полным скрытых смыслов оказывается и неприметный на первый взгляд пейзаж «Охотники на опушке леса» Руланта Рогмана (1627 — около 1692), друга и единомышленника великого Рембрандта. Авторство этого редкого мастера также было подтверждено недавно. Подобно живописи Рембрандта, картина Рогмана открывается зрителю сполна, когда он пристально всматривается в полупрозрачные тени и внимательно изучает, казалось бы, второстепенные детали.
Еще одной сенсацией новой экспозиции стала икона Богоматери Одигитрии XVI в. Вероятно, это и есть именно та чудотворная армянская Богородица, которой веками поклонялись прихожане трех конфессий. В 1920-е годы этот известный образ похитили из разрушенного храма Св. Николая в Каменец-Подольском. По преданию икона считалась покровительницей города и неоднократно спасала его от захватчиков. В экспозиции музея представлен не только уникальный памятник, но и материалы научных исследований.
К XVI в. относится также уникальный памятник, который впервые экспонируется в зале нидерландского искусства. Сотрудники музея в 1986 г. в Хрестовоздвиженской церкви в Киеве обнаружили старую, расколотую надвое доску с изображением Христа Спасителя. Лик Христа был сильно поврежден неизвестными вандалами. В результате сложной реставрации и кропотливой исследовательской работы спасенное произведение стало одним из самых ценных пополнений коллекции музея за последнее время. Оказалось, что изображение Христа Спасителя было выполнено в мастерской выдающегося фламандского художника конца XV — начала XVI в. Квентина Массейса (1466 —1530), работами которого гордятся Лувр, Национальная галерея в Лондоне и Королевский музей изящных искусств в Антверпене.
Фото предоставлено Музеем Ханенко