Уже в третий раз Одесса, разомлевшая от июльской жары, принимает международный киносмотр, заставляя местных жителей и гостей города жить в жестком фестивальном ритме. Во всех залах, где шли просмотры, зрителей заметно прибавилось, а многие сеансы стали аншлаговыми.
Пафос «красной дорожки», ведущей в знаменитый оперный театр, где состоялась церемония открытия, сменился не менее яркими буднями. В фестивальном дворце, который расположился в помещении Театра музыкальной комедии им. М. Водяного, с раннего утра шли конкурсные просмотры, в раскинувшемся рядом шатре — пресс-конференции, а в многочисленных филиалах известных одесских кафе и ресторанов, что были представлены на площади перед театром, — деловые и дружеские встречи и горячие дискуссии заинтересованных зрителей.
В кинотеатре «Родина» зрители, интересующиеся национальным кинопроцессом, вместе со специальным жюри смотрели фильмы, представленные в украинском конкурсе, и все они проходили с аншлагами. Лучшим фильмом Украинского национального конкурса члены жюри Украинской конкурсной программы признали картину «Чемпионы из подворотни» режиссера Ахтема Сейтаблаева. Кроме того, жюри вручило три специальных диплома. Полнометражным фильмом, заслужившим особое упоминание жюри, стал «Гамер» Олега Сенцова, который получил также диплом Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI). Среди украинских короткометражных фильмов были отмечены картины «День независимости» Антонины Ноябревой и «Красивая женщина» Алены Алымовой. Решение жюри не обсуждается. Видимо, при пока еще отсутствии высококачественного кино есть смысл поощрять тех, кто имеет смелость его снимать. Награду «Дон Кихот» от Международной федерации киноклубов (FICC), жюри которой оценивает международную конкурсную программу ОМКФ, в этом году получил украинский фильм «Обычное дело» режиссера Валентина Васяновича.
На Одесской киностудии шли мастер-классы для слушателей Летней киношколы, представления украинских кинопроектов, находящихся сейчас в работе, питчинги и дискуссии о возможности сотрудничества кино и телеиндустрии в Украине. Победителем питчинга ОМКФ с призом в размере 25 тысяч гривен от девелоперской компании UDP стал режиссер Олег Сенцов за проект криминальной драмы «Носорог». Кроме того, комиссией питчинга ОМКФ был вручен диплом-отличие проекту Георгия Делиева «Заложник».
На третьем году своего существования Одесский Международный кинофестиваль продолжает искать свое лицо, что, на мой взгляд, вполне естественно. От концепции первого года «юмор во всех его проявлениях» — до резкого поворота к «арт-мейнстриму» в этом сезоне. Надо отдать должное фестивальной команде, возглавляемой президентом Викторией Тигипко, а также генеральному директору Денису Иванову и программному директору Александру Шпилюку, (последний с любовью и вкусом верстает конкурсные и внеконкурные программы), которые регулярно посещают многочисленные фестивали и пытаются «привить» одесскому форуму лучшее из увиденного там. Безусловным и уже признанным успехом является Летняя школа, некогда родившаяся в Карловых Варах. «Берлинале» подарил идею проведения пичингов. Идея Гран-при, присуждаемого путем зрительского голосования, пришла из Торонто. Это вызывает некоторые сомнения. Там она, безусловно, логична — фестиваль неконкурсный, жюри профессионалов отсутствует, стало быть, не обладает возможностью отмечать лучших из представленного киноспектра. Вследствие расхождения мнений профессионального жюри ОМКФ, возглавляемого известным кинокритиком Андреем Плаховым, и зрительского голосования, сложно определиться рядовым потребителям кино, кто же лучший. По мнению жюри, лучшим фильмом ОМКФ-2012 стала лента Сергея Лозницы, снятая по роману Василя Быкова «В тумане». Это великолепное, умное и сложное кино стало предметом отдельного разговора с режиссером, с которым вскоре смогут ознакомиться читатели «Дня». А Гран-при — статуэтку Золотой Дюк и денежный приз в 15 000 долл — получил британский режиссер Руфус Норрис за фильм «Сломленные» (Великобритания, 2012). Легитимность зрительского голосования была подтверждена международной аудиторской компанией Deloitte.
Безусловным украшением фестиваля остаются события под открытым небом. Их было три. Неподвластная времени звезда Клаудиа Кардинале в день открытия фестиваля представляла на Ланжероновском спуске вечную классику — «8 1/2» Феллини, приумножив тем самым число своих поклонников.
На следующий день не могла вместить всех желающих Потемкинская лестница, где в сопровождении симфонического оркестра демонстрировали знаменитые чаплинские «Огни большого города», которые представляла сама очаровательная Джеральдина Чаплин.
А после награждения украинских конкурсантов, которое вновь собрало зрителей на Ланжероне, Глава Агентства по делам кинематографии Катерина Копылова и заместитель гендиректора Фонда им. А. Довженко Иван Козленко представили одно из самых запоминающихся событий фестиваля — отреставрированную ленту Александра Довженко «Земля» в сопровождении специально созданной и исполненной группой «ДахаБраха» потрясающей музыки. Фильм смотрелся совершенно по-новому, заряженный неподражаемой энергетикой исповедующей стиль этно-рока группой, созданной Владиславом Троицким. Этот показ еще раз утвердил жизнеспособность проекта по восстановлению старых национальных кинолент и представление их в сопровождении новой музыки.
Благодаря поддержке государства и верных многочисленных спонсоров, завершившийся ОМКФ входит в период подготовки следующего фестиваля, который подарит новые сюрпризы в июле 2013-го.