2 декабря — Международный день борьбы за отмену рабства. Сотни украинцев становятся жертвами торговли людьми ежегодно, хотя формы того, как это происходит, меняются. По данным Международной организации по миграции, если в 2000 году больше всего (65%) таких случаев было связан с сексуальной эксплуатацией, то в этом году 93% ситуаций касаются трудовой эксплуатации. В течение многих лет чаще всего страной назначения для жертв становится Россия — по статистке МОМ, за 2000—2016 годы такие случаи составляют 49% от общего количества.
Подобные данные получили и представители Международного благотворительного фонда «Каритас Украины», которые имеют центры по выявлению и идентификации людей, пострадавших от торговли людьми, и потенциальных жертв этого в Киеве, Ивано-Франковске, Дрогобыче, Одессе и Харькове. В отчет фонда за период с мая по октябрь 2016-го вошли 50 случаев торговли людьми и 72% — это именно трудовая эксплуатация.
Сегодня жертвами торговли людьми часто становятся внутренне перемещенные лица (в статистике «Каритас Украины» таких случаев — 17). Это происходит как за рубежом, так и на оккупированных территориях страны. Один из случаев, описанный представителями фонда, случился с Владимиром, 62-летним переселенцем из Луганска. Почти два месяца он пробыл в плену боевиков, во время заключения подвергался физическому насилию, из-за чего у него были сломаны ребра и пальцы рук, выбиты зубы и вывихнута челюсть. В плену его постоянно заставляли работать на блокпостах, собирать неразорвавшиеся снаряды, а иногда и мертвые тела. Пострадавшему удалось убежать из плена и добраться до Харькова, где уже была его семья.
Больше о том, как военные действия на Донбассе меняют ситуацию с торговлей людьми, как не стать трудовым рабом и на какую помощь может рассчитывать жертва эксплуатации, «День» расспросил у Наталии ГОЛИНСКОЙ, координатора проектов по противодействию торговле людьми Международного благотворительного фонда «Каритас Украины».
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ — В ЗОНЕ РИСКА
— Какую динамику относительно преступлений, связанных с торговлей людьми, наблюдаете?
— Вероятно, наиболее репрезентативной является статистика Международной организации по миграции, которая показывает, что тенденция не идет к уменьшению. Количество случаев торговли людьми в 2016 году меньше, чем в 2015 (491 и 740 случаев соответственно. — Авт.), но этот год еще не закончился, не подведены все итоги.
В связи с вооруженным конфликтом на востоке Украины у нас появились формы торговли людьми, которые известны в мире, но ранее у нас не фиксировались. Это втягивание в вооруженный конфликт и привлечение к военным действиям против воли. Из-за военных действий и больших потоков переселенцев мне даже кажется, что идет тенденция к увеличению случаев торговли людьми и их разнообразие.
— Значительная часть жертв торговли людьми в отчете «Каритас Украины» является переселенцами. Какие типичные признаки таких случаев?
— Переселенцы являются достаточно уязвимой, социально незащищенной категорией. Некоторые из них были в плену на неподконтрольной территории востока Украины, их эксплуатировали, но сначала они это не обнародовали, потому что имели другие проблемы. Второй аспект — иногда переселенцы, которые переехали на запад или в центр страны, продолжают миграционный опыт, выезжают за границу как местные работники. Однако переселенцы, как правило, никогда ранее не были за рубежом, не знакомы с подготовительным процессом к таким поездкам и становятся легкой добычей трафикеров и дельцов. Преступники предлагают им поддельные документы, втягивают в долговую кабалу, а затем заставляют отрабатывать.
ОПАСНАЯ ПРИВЫЧКА К НЕЛЕГАЛЬНОЙ РАБОТЕ
— В настоящий момент чаще всего случаи торговли людьми касаются трудовой эксплуатации. Как избежать таких ситуаций?
— В нашем обществе торговля людьми часто воспринимается именно как использование в сексуальной индустрии. Но сегодня на первое место выходит трудовая эксплуатация. В Международный день борьбы за отмену рабства мы обращаем внимание на то, что в ХХІ веке украинцы иногда становятся трудовыми рабами.
Конечно, весомой причиной является тяжелая экономическая ситуация, которая в последние два-три года обостряется. Украина является одной из самых бедных стран Европы, и люди всячески пытаются заработать средства либо в Украине, мигрируя на сезонные работы, либо за рубежом. Жертвами трудовой эксплуатации становятся, когда едут работать нелегально. В нашей стране, будем откровенны, часто работают нелегально, есть задержки зарплаты на несколько месяцев, недоплаты, потому люди психологически готовы к рискам. Иногда они не знают точно, куда выезжают, очень доверяют незнакомым людям.
Как правило, вербуют работников и занимаются доставкой рабочей силы несколько лиц. Они могут рассказывать жертвам истории наподобие «мой брат там работает, и все хорошо». Человек доверяет такому посреднику вплоть до того, что отдает деньги на оформление документов, билетов. Иногда люди не знают настоящего имени вербовщика. Жертвы влезают в большие долги, но посредники обещают, что те быстро их отработают. Люди верят в это, готовы первый месяц работать на погашение долгов, кстати, часто преувеличенных. Лицо работает месяц, но не собирает нужную сумму, работает второй — и все еще имеет долг. Когда за несколько месяцев с долгами наконец покончено, начинаются проблемы с оплатой труда. Могут просто пообещать расплатиться за два-три месяца, а затем говорят: «Прости, бизнес не пошел, не имеем, чем отдать деньги». В итоге человек без официальных документов нелегально работает в жестких условиях, испытывает физическое и психологическое насилие. Домой возвращается налегке, иногда даже на попутках, потому что не имеет средств на дорогу.
Ужасно, что в ХХІ веке люди становятся рабами. Мы работаем, чтобы помочь таким жертвам вернуться в общество, реинтегрироваться.
«РЕКОМЕНДУЕМ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩЬЮ»
— Из 50 лиц, попавших в ваш отчет, всего пятеро теперь получили официальный государственный статус лица, которое пострадало от торговли людьми. Как долго в Украине длится процесс получения такого статуса? На какую помощь от государства может рассчитывать жертва?
— Хорошо, что уже работает механизм предоставления официального статуса лица, пострадавшего от торговли людьми, и государство взяло на себя ответственность за этих граждан, оказывает им помощь. Процедура получения статуса не является совершенной и быстрой. Но если человек приходит в нашу организацию, мы рекомендуем ему обращаться за получением этого статуса и государственной помощи. Во-первых, это финансовая поддержка, хоть пока и небольшая, в размере минимальной зарплаты. Кстати, в следующем году ее обещают увеличить втрое. Также государство может оказать помощь в переквалификации или прохождении курсов, необходимых при поиске работы. Можно получить помощь в лечении, психологическую поддержку.
По процедуре, жертва торговли людьми заполняет документы, которые отправляют в Министерство социальной политики, там устанавливают статус лица и возвращают документы в регионы. Этот процесс длится не день и не два, но преступление торговли людьми не имеет срока давности. На первых порах, если у человека нечего есть, иногда даже некуда вернуться, ему могут помочь негосударственные организации, как наш фонд. Но через некоторое время человек может обратиться в государственные органы, чтобы получить статус и помощь.
— А насколько частые случаи привлечения к ответственности за преступления, связанные с торговлей людьми?
— Такие ситуации трудно отследить, потому что часто преступления транснациональные, стражи порядка и юристы должны доказать состав преступления. А пострадавший нередко упускает моменты, которые помогают установить преступников. Так, в моей практике был пострадавший, который перечислял средства на банковский счет посредника и не сохранил эти квитанции. Поэтому граждане не часто обращаются в департаменты полиции, которые борются с преступлениями, связанными с торговлей людьми.
В 2016 году зарегистрировали несколько десятков случаев, связанных с торговлей людьми, но количество приговоров по этим делам — нулевое. Возможно, эти дела не закончены. В 2015 году было зарегистрировано 111 таких преступлений, приговоров — 23. Чаще всего привлекают к ответственности, когда случаи вопиющие. Например, продажа младенцев, собственных детей. Такие ситуации легче задокументировать. Случаи трудовой эксплуатации, особенно если в Украине человека только завербовали, а случилось все за рубежом, отследить достаточно сложно.