Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Театр – это не кирпич, театр – это мы»!

Комедия «Сильнее страсти, больше, чем любовь...» — последняя премьера Виталия Малахова
20 апреля, 2017 - 10:50
ФОТО СЕРГЕЯ ПРИБИША

Под этим названием в Театре на Подоле режиссер В. Малахов объединил два известные чеховские водевили — «Юбилей» и «Признание». Здесь занято четверо замечательных актеров, у каждого по две роли. Роман Халаимов в первом акте играет Шипучина, во втором — Ломова. Артем Мяус, соответственно, — Хирина и Чубукова. Анна Тамбова — жену Шипучина, потом — дочь Чубукова. И наконец, Алла Сергийко — Мерчуткину и Степаниду Степановну Чубукову (у Чехова ее нет, а здесь часть реплик господина Чубукова передана его жене, так и появилась Степанида Степановна).

В рекламном анонсе к спектаклю написано: «Женщина — это слабое беззащитное существо, от которого невозможно спастись». Действительно, под эту шапку подходят оба водевиля, потому что в целом здесь аж четыре таких женщины с бронебойным характером. Однако спросим себя: почему спектакль называется именно так? Что здесь сильнее страсти и больше, чем любовь? Вспоминая уже после спектакля всех его персонажей, и женского, и мужского рода, приходишь к неожиданно оптимистическому выводу. Вот он: сильнее всего в человеке — это та сумма мелких прихотей, чудачеств, маний и недостатков, благодаря которым мы, по сути, и остаемся сами собой. У Чехова в «Признании» есть знаменитая реплика: «Ваш Откатай — подуздоватый!» Идет речь о собаке, у которой нижняя челюсть нестандартная, немного короче верхней. Конечно, это недостаток для охотничьего парсека, но его хозяин готов жизнь отдать за любимого Откатая. Если присмотреться, то все персонажи здесь, фигурально говоря, подуздоватые, каждый по-своему. И, собственно, в этом их героизм, что они не хотят быть другими — нормальными, стандартными, даже «лучшими». В этой ожесточенной борьбе каждый готов умереть за то, что он есть таким, каким есть. Никто из них в этой борьбе не победитель. Но никто и не побежден. Иногда в этой их неуступчивости просматривается что-то старинно-благородное, сказать бы, рыцарское (Анна Тамбова во втором акте даже буквально напоминает юного сарацинского воина, чьи глаза храбро светятся сквозь прорез шлема).

Интересно, что у В.Малахова это уже третья постановка «Признания» (в 1999 году Ломова и барышню Чубукову играли Бен О’Силивен и Дарья Малахова, в 2000-м — Сергей Бойко и Светлана Телеглова). Каждая из тех постановок была по-своему трогательна. В нынешней версии есть такая деталь. В споре о Воловьих Лужках Ломов не раз напоминает о крестьянах, которые выжигали для его бабушки кирпич. И вот Ломов-Халаимов для убедительности вынимает этот кирпич со своего саквояжика. Кирпич, конечно, бутафорский, но на цвет и на вид точно такой, как тот, что с него выложен первый этаж нового помещения Театра на Андреевском спуске — тот самый, вокруг которого недавно были непонятные общественные протесты. Прямого намека на те инциденты в спектакле нет. Здесь это тот кирпич, о который разбивается жизнь персонажей. Финал печально-иронический: Ломов и барышня Чубукова таки соединяются, хоть не на земле, так на небесах. Это уже не по Антону Чехову, это — от себя. Вспоминается старый афоризм Виталия Малахова: «Театр — это не кирпич, театр — это мы!»

Следующий показ спектакля «Сильнее страсти, больше, чем любовь...» состоится 22 апреля.

Виталий ЖЕЖЕРА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ