Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Акценты от Тиллерсона

«Американская «машина», в частности государственный департамент, набирает обороты для практической работы в украинском вопросе», — эксперт
10 июля, 2017 - 20:07
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Визит госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Украину имел большое значение. Ведь после встречи в немецком Гамбурге президентов США Дональда Трампа и России Владимира Путина для нас — страны, которая уже четвертый год страдает от российской агрессии, важно из первых уст узнать о вопросах, которые непосредственно касались ситуации в Украине. Разумеется, российские пропагандистские СМИ сразу заговорили, что, мол, Тиллерсон приехал в Украину, чтобы поставить «киевский режим» перед фактом, о чем договорились Трамп и Путин. В действительности же приезд госсекретаря США свидетельствует, что американцы усиливают свою политику в регионе. И это позитивный сигнал.

«Наиболее вероятно, в июле состоится телефонный разговор в Нормандском формате на уровне лидеров. И мы не исключаем, что по итогам этого телефонного разговора нам удастся организовать саммит. Мы имеем твердый оптимизм, что после саммита нам удастся обеспечить реализацию безопасностного компонента Минских соглашений», — заявил Президент Петр Порошенко после встречи с Рексом Тиллерсоном и добавил, что Украина рассчитывает на очень активную роль Соединенных Штатов и поблагодарил за полную поддержку Минского процесса. При этом он отметил, что эта поддержка базируется в том числе и на договоренностях между Украиной и США в рамках Будапештского меморандума.

Из конкретных шагов. Президент с приятностью отметил о назначении Специального представителя США для сотрудничества в украинском направлении Курта Волкера, который в составе делегации США прибыл в Украину и останется на несколько дней для того, чтобы сразу же начать эффективное и скоординированное сотрудничество.

Со своей стороны госсекретарь Тиллерсон в выступлении заявил, что США заинтересованы в возобновлении территориальной целостности Украины. «Мы заинтересованы в безопасности всех украинских граждан, и фундаментом для этого является украинский суверенитет. Я убежден, что мы можем достичь прогресса. И во время дискуссий с россиянами я говорил, что они должны принять первые меры: прекращение огня, отведения тяжелых вооружений и допуск наблюдателей на всю территорию. Россия должна повлиять на боевиков, которых она полностью контролирует, чтобы наблюдатели получили доступ ко всей территории, включительно с украинско-российской границей, которую не контролирует Киев, а не только по линии разграничения», — сказал госсекретарь США.

«Мы разочарованы продвижением Минского процесса, потому нами было принято решение о назначении специального посланника, который будет непосредственно привлечен к переговорному процессу Нормандской группы. Надеюсь, мы сможем изменить эту динамику и достичь прогресса. Санкции США будут сохраняться, пока Россия не сделает реверс в действиях, которые привели к нынешней ситуации: аннексии Крыма и агрессии на востоке Украины», — отметил Тиллерсон.

Разумеется, санкции должны оставаться, но нужны более действенные шаги. Это касается не только реформ в самой Украине, но и решительных действий со стороны Запада. Можно ли рассчитывать, что после последних событий ситуация изменится? «Проблема распределяется на несколько направлений, — комментирует «Дню» американист, профессор, Дипломатическая академия МИД Украины Александр ЦВЕТКОВ. — Самый главный аспект — это подход американской администрации к проблеме в ситуации с Украиной с точки зрения геополитического анализа, отношений с РФ и урегулирования конфликта. В этом случае можно только приветствовать назначение специального представителя Администрации президента США, поскольку это значит, что постепенно американская «машина» и в частности государственный департамент набирает обороты для практической работы. До этого времени была импульсивная реакция на события в Украине».

«Сам визит государственного секретаря США в Украину после встречи G20 — это также ознакомление украинской стороны с содержанием переговоров G20, — говорит эксперт. — Не все обращают внимание, что сама площадка G20 рассчитана на координацию и нахождение коммуникации между разными сторонами. Поэтому, кроме 20 стран-участниц, приглашаются гости, которые представляют разные организации. Поскольку Украина не принимала непосредственное участие в G20, визит Тиллерсона дал возможность сверить виденье американской и украинской сторон и отработать общий курс».

«От того, как Госдеп будет вести эту политику, зависит, какие сигналы будут направлены в Конгресс США, — подчеркивает Александр Цветков. — Республиканцы заинтересованы в том, чтобы было объединение усилий Конгресса и Администрации США в решении многих вопросов и в частности вопроса войны РФ против Украины. Разворачивание этой нормальной, практической работы государственного департамента и в частности назначения спецпредставителя даст возможность продвигаться вперед. Украинскому вопросу теперь будет уделено больше внимания. «Букет встреч», которые проходят в Украине, доказывает то, что набирается критическая масса для продвижения дальше. Очень важно для Украины в этом плане не просто ждать и наблюдать, но и предлагать свои возможные шаги. Никто за нас в международном порядке наши проблемы не решит».

Показательной во время визита Тиллерсона стала его встреча с молодыми представителями власти и общественного сектора. «Только что со встречи с госсекретарем Тиллерсоном, — пишет у себя в ФБ исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк. — Он решил встретиться с молодыми реформаторами до встречи с Порошенко. Объяснила госсекретарю, почему большая политическая коррупция блокирует все реформы в государстве — коррупционеры разворовывают государственные ресурсы, потом инвестируют черный кэш в выборы, получают государственные должности, чтобы дальше воровать. Коррупционеры вне конкуренции, они делают деньги на искусственных монополиях и не пускают иностранных инвесторов. И это, возможно, из-за того, что правоохранительные органы зависимы от политиков и крышуют все эти схемы. Как ГПУ... Попросила пана Тиллерсона передать президенту два месседжа: 1) создать быстро антикоррупционный суд с отдельной процедурой отбора судей; 2) прекратить атаку на НАБУ».

«Все спикеры от Украины (на встрече с Тиллерсоном. — Ред.) подтвердили, что за последние три года во многих областях были заложены основы для реформ, — это уже пишет другой участник встречи, народный депутат Мустафа Найем. — В некоторых сферах есть достижения, и об этом важно и нужно говорить. Отдельно мы сказали о критичности помощи со стороны США в реформах, но указали на необходимость более жестких требований к украинскому правительству и президенту страны по конкретным реформам, в конкретных сферах. Что важно — каждая, абсолютно каждая (!) тема заканчивалась репликами и вопросами о борьбе с коррупцией: кто за этим стоит, почему не удалось устранить, в чем проблема — в людях или законах и кто этому оказывает сопротивление. Я просил только одного: перестать играть в завуалированные формы и говорить с лидерами Украины прямо. Сейчас это критически важно».

Проблемы действительно существуют. О необходимости борьбы с коррупцией в Украине западные лидеры говорят постоянно, причем касается это каждой власти в нашей стране. Да и украинцы сами понимают, что эта, как и другие внутренние проблемы, является первоочередной. Однако хочется обратить внимание на другой аспект. Встречи молодых политиков и представителей общественного сектора с высокопоставленными чиновниками западных стран, в частности США, практиковались и при предыдущей администрации американского президента Барака Обамы. Причем состав украинских представителей часто один и тот же — например, Мустафа Найем почти каждый раз находится в составе украинской делегации и рассказывает о коррупции в Украине. Хотя попал он в парламент именно по спискам президентской партии «Блок Петра Порошенко», а главное — до сих пор является членом этой парламентской фракции.  

«Тиллерсон и американское посольство вправе сами решать, где, когда и с кем им встречаться. Но когда на этой встрече я увидел, что во времена декоммунизации в Украине Тиллерсону дарят журнал «Огонек» и другую советскую пропагандистскую продукцию (соответствующий подарок сделал Мустафа Найем. — Ред.) вместо того, чтобы подарить, например, «Украина Incognita» из Библиотеки газеты «День», то это выглядит как минимум странно, — комментирует «Дню» народный депутат, фракция «Народный фронт» Николай Княжицкий. — Что касается встречи упомянутых реформаторов с Тилерсоном, то такой инициативы от парламента не было. Возможно, это в известной степени недоработка со стороны нашего Министерства иностранных дел, потому что государство должно брать инициативу на себя, организовывать встречу Тиллерсона с представителями разных фракций Верховной Рады, как это обычно происходит, и встречи с теми людьми, которые отвечают за безопасность и оборону государства. Считаю, что намного важнее было бы Тиллерсону встретиться с теми парламентариями, которые отвечают не только за безопасность и оборону, но и за международные отношения. В частности, у нас имеется соответствующий Комитет по иностранным делам во главе с Анной Гопко и Комитет по европейской интеграции (в комментарии «Дню» председатель Комитета Верховной Рады по иностранным делам Анна Гопко заявила, что ее на эту встречу не пригласили. — Ред.)».

Вряд ли Рекс Тиллерсон занимался этими вопросами, потому что это все-таки прерогатива посольства. «Встречу с так называемыми реформаторами организовывало американское посольство, в котором сидят те же люди, которые сидели там при предыдущей американской администрации, — комментирует «Дню» народный депутат Юрий Луценко, фракция «Батьківщина». — Таким образом получается, что тот набор мнений, который был озвучен, выгоден соответствующим американским чиновникам в посольстве. Вопрос еще и в том, кто этих людей на встрече с Тиллерсоном называет реформаторами. Тот, кто их так называет, и был приобщен к формированию этого пула депутатов, которые провели встречу с американским госсекретарем. У нас есть исполнительная ветка власти, которая и должна иметь отношение к реформам. Те же, кто был на упомянутой встрече, к реформам отношения не имеют».

На фоне такого важного визита Тиллерсона в Украину речь идет об имитации. Вот в чем главная проблема. Не будем говорить обо всех участниках украинской «реформаторской» делегации на встрече с госсекретарем США, но относительно отдельных из них есть вопросы. Почему эти люди называются реформаторами? Кто для этого подготовил почву? О чем свидетельствует то, что тот же Мустафа Найем является постоянным гостем мероприятий семьи Кучмы—Пинчука (Ялтинский форум, украинский ланч в Давосе...) и постоянным участником вышеупомянутых встреч? Почему выглядит так, что внешняя политика страны, особенно на американском направлении, зависит от отдельного клана в Украине, который, например, во время избирательной кампании в США поддерживал Хиллари Клинтон (по крайней мере, об этом писали американские СМИ)? Вопрос...

Иван КАПСАМУН, Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ