Утром под Верховной Радой появилось... маленькое импровизированное кладбище. Ветер треплет натянутые на деревянные кресты футболки. «Соня, 7 месяцев», «Степан, 50 лет», «Юля, 32 года» — это будто надгробия тем, кто умер из-за халатности медиков или нехватки средств на лечение, и в то же время — памятник медицинскому популизму. Так активисты напомнили народным депутатам, у которых заканчивается сессионный период, что медицинская реформа уже не может ждать.
«Есть в Конституции Украины 49-я статья, которая утверждает, что медицина у нас бесплатная. Но мы знаем, что это неправда, — говорит Ольга Стефанишина, исполнительный директор благотворительного фонда «Пациенты Украины». — По данным исследования «(БЕС)платная медицина», 97% украинцев никогда не получали лекарств за государственные средства, все оплачивали сами. Почти половина откладывают лечение, потому что не имеют средств».
Улучшить ситуацию должна реформа отрасли, суть которой сводится к трем принципам. Во-первых, деньги будут идти не на счет медицинского заведения, а за пациентом, который сам будет выбирать врача и клинику для получения квалифицированной услуги. Это позволит медикам, которые принимают больше пациентов и эффективнее с ними работают, получать более высокие зарплаты. Во-вторых, все украинцы будут иметь равный доступ к медицинским услугам, независимо от социального статуса и дохода. В-третьих, государство будет оплачивать каждому гарантированный пакет медуслуг — обращение к семейному врачу, неотложную и паллиативную помощь, а также роды. За специализированную консультацию и диагностику пациенты будут платить по четко определенными тарифами, единым для больниц всех типов и форм собственности. Кроме того, человек и государство могут делить стоимость лечения между собой.
В. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун говорит, что депутаты хотят отменить такую сооплату и оставить лишь «зеленый» (бесплатный, гарантированный) и «красный» (платный) списки услуг. По мнению руководителя МЗ, государство не имеет средств, чтобы оплачивать все медицинские услуги, однако за счет сооплаты бюджетными средствами можно покрыть значительно больше запросов от граждан. «Это как в энергетике, — объясняет Ульяна Супрун. — Те, кто может платить за тепло- и электроэнергию, делают это сами, а тем, кто не может, государство помогает субсидиями, льготами и целевыми программами. Люди уже сейчас платят за все, но неофициально. Поэтому мы хотим внедрить прозрачные и четкие тарифы на каждую услугу, которые прописаны законно и одинаковы для всех, а не определяются врачом, учитывая ваше материальное положение».
Чтобы запустить реформу, депутаты должны принять законопроекты №6327 и №6604. Первый, основной, уже приняли в первом чтении. Второй касается изменений в Бюджетный кодекс. К главному предложили более 800 правок, которые прорабатывали в профильном комитете парламента совместно с представителями министерства. Активисты побаиваются, что депутаты «выплеснут» суть реформы при таком количестве корректив или вообще провалят ее, прикрываясь лозунгами о сохранении бесплатной медицины в Украине. Общественные организации ранее обвиняли председателя комитета ВР по вопросам здравоохранения Ольгу Богомолец в саботаже и требовали ее отстранения. Однако работа над законопроектом продолжается и во вторник-среду комитет должен дать свой вывод по нему — без этого текст не допустят к голосованию в сессионном зале.
«Надеемся, что на этой неделе совместными усилиями додавим и проголосуем, несмотря на то, что, по словам аппарата, повестка дня перенасыщена. Лучше всего было бы сделать это в среду, ведь в четверг — голосование относительно депутатской неприкосновенности и некоторые могут сделать коллегам сюрприз», — комментирует народный депутат Анна Гопко. Она, кстати, пообещала активистам передать спикеру парламента Андрею Парубию их обращение относительно срочного рассмотрения законопроектов по реформе.
Среда или четверг — последний срок, чтобы проголосовать реформаторские законы. Формирование бюджета на следующий год завершается в середине сентября. Поэтому без принятия соответствующей нормативно правовой базы МЗ не успеет просчитать и заложить в бюджет показатели, необходимые для трансформации первичного звена медицинской помощи и начала изменений во вторичном и третичном звеньях. При условии вовремя проголосованных законов обновленная система здравоохранения имеет все шансы заработать с 1 января 2018 года. Если депутаты пойдут на каникулы, оставив этот вопрос на следующую сессию, ожидать старта реформы придется по меньшей мере год, до формирования следующего бюджета.