Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Карты» в игре Мадрида и Барселоны

Эксперт: «Каталонское правительство не имеет социальной легитимности в одностороннем порядке провозглашать независимость»
30 октября, 2017 - 18:58
ФОТО REUTERS

В эти выходные в Испании прошел ряд протестов как за, так и против независимости Каталонии. Самым масштабным стал  марш за единство страны, который прошел в воскресенье в Барселоне, сообщает DW. По данным организаторов, в акции приняло участие свыше миллиона человек, однако полиция заявила о 300 тыс. участников демонстрации.

Впрочем, еще в пятницу в Барселоне были громкие празднования. Каталонцы вышли на улицы приветствовать провозглашение регионом независимости. В тот день парламент Каталонии собрался на тайное голосование и принял резолюцию о независимости: ее поддержали 70 голосами против 135. Сразу после этого Сенат Испании позволил правительству применить 155 статью конституции страны, которая позволяет ввести в регионе прямое управление. Лидер региона Карлес Пучдемон был отстранен от должности.

Премьер-министр Испании Мариано Рахой также сообщил об отставке главы региональной полиции и пообещал провести в регионе честные выборы, которые планируются на 21 декабря. «Мы верим в то, что срочно необходимо выслушать всех жителей Каталонии, чтобы они смогли принять решение о своем будущем и чтобы никто не смог решать их судьбу вне рамок закона», — отметил Рахой. Временным руководителем региона назначили вице-премьера правительства Испании Сорайя Саенс де Сантамарию.

В ответ Пучдемон призвал каталонцев к «демократическому противостоянию» прямому управлению правительства. В то же время спикер испанского правительства Иньиго Мендез де Виго сказал, что Пучдемон имеет право продолжать свою политическую карьеру и может принять участие в следующих выборах.

Мировые лидеры также отреагировали на новости из Испании. Президент Европарламента Антонио Таяни заявил, что «никто никогда не признает Каталонию». Президент Еврокомиссии Дональд Туск заявил, что единственным партнером Брюсселя остается Испания. Спикер немецкого парламента Штеффен Зайберт отметил, что «суверенитет и территориальная целостность Испании являются и остаются нерушимыми». А спикер Госдепартамента США Гизер Ноэрт отметила, что Каталония — неотъемлемая часть страны и США поддерживают усилия правительства по сохранению единства страны.

«День» обратился к испанским экспертам с просьбой прокомментировать провозглашение Каталонией независимости и предсказать, к чему приведет это противостояние между Барселоной и Мадридом.

«НЕКОТОРЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ МОГУТ ПОПАСТЬ В ТЮРЬМУ»

Ксавьер АРБОС, профессор конституционного права в университете Барселоны:

— Собственно, центральное правительство отправило в отставку каталонское правительство и распустило парламент. Оно сделало так, после того как это утвердил Сенат. По моему мнению, центральное правительство зашло слишком далеко, если учесть ограничения, которые налагает испанская конституция в такой ситуации статьей 155. Учитывая это, призыв центрального правительства провести выборы для того, чтобы восстановить каталонский парламент, кажется хорошей идеей.

Что касается будущего развития событий, то, к сожалению, некоторые политические лидеры могут попасть в тюрьму с серьезными обвинениями, включая осуждение к 30 годам тюрьмы. В каталонском парламенте опять может появиться сепаратистское большинство; это неточно, но все же это возможно. Не думаю, что проведение всеобщих выборов поможет: это приведет к большей неопределенности и меньшему согласию.

Что касается предложенного Карлесом Пучдемоном диалога, то Мадрид не пошел на него из-за того, что референдум был незаконным, а диалог, о котором просил Пучдемон, был относительно того, как имплементировать отделение. Испанская конституция не позволяет одностороннего отделения части испанской территории.

А что касается поведения испанского премьера Мариано Рахоя в конфликте между Барселоной и Мадридом, то он не проводил предварительную политику, которая бы имела целью убедить сепаратистов в том, что остаться в Испании — хорошо. Проблема возникла из-за отсутствия его действий, а не из-за его действий.

Если вспомнить выборы относительно расширения автономии в двух итальянских провинциях неделю назад, то я не думаю, что это единственная тенденция в Европе. Проблема появляется, когда существует чувство несправедливости (обосновано или нет) относительно того, каким образом центральное правительство относится к регионам.

Думаю, что ЕС должен позволить членам страны решать эту проблему согласно исключительным правилам и политической культуре.

«ВЫБОРЫ — ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ РАЗЪЯСНИТЬ СИТУАЦИЮ»

Кармен КЛОДИН, старший научный сотрудник Барселонского центра международных дел (CIDOB):

— Народная партия Испании, которая в настоящий момент в правительстве, очень ответственна, по меньшей мере с 2010 года, за ухудшение ситуации в Каталонии, потому что ее действия подпитывали стремления региона к независимости. Но в последние годы лишь каталонское правительство ответственно за разлом внутри каталонского общества.

Каталонское правительство, которое поддерживается небольшой парламентской группой антисистемных радикалов (CUP) и чья поддержка дала им большинство мест (но не голосов) в парламенте, провозгласило независимость, зная, что это не поддерживает большинство населения Каталонии.

Если сравнивать с предыдущими консультациями 9 ноября 2014 года («консультации», организованные каталонским правительством) и  27 сентября 2015 года (региональные выборы), то даже эти спорные результаты демонстрируют, что независимость, несмотря на небольшой подъем, находится в «стагнации».

Участие в референдуме было даже ниже, чем в 2015 году (2 млн 344 тыс. 828 человек). Каталонское правительство не имело социальной легитимности односторонне провозглашать независимость и оно злоупотребляет своей силой, навязывая эту большую акцию голосованием простым большинством голосов.

К примеру, много других менее значимых решений нуждаются в большей поддержке.

Несмотря на этот фон, действия Мадрида были явно ожидаемыми, и, мне кажется, что это самый легких вариант того, что могло бы случиться, по крайней мере до настоящего времени.

Очень важно и ближе к реальности на местах, понять, что конфронтация происходит не между Каталонией и Мадридом, а между Каталонией, которая поддерживает независимость, и Мадридом. Ведь важнейшее в этом конфликте то, что он двойной: во-первых, между Мадридом и каталонским правительством, и той его частью, которая восстает за независимость, а во-вторых, это конфликт в каталонском обществе — между теми, кто поддерживает независимость, и теми, кто не поддерживает.

Несмотря на то, что большинство людей были против внедрения статьи 155 и против односторонней декларации, думаю, большинство общества не поддержит жесткой или практической конфронтации относительно имплементации статьи 155. Люди очень, очень устали от постоянной неопределенности и атмосферы противостояния.

Эта неделя будет решающей, чтобы увидеть, что произойдет относительно практической имплементации прямого управления и как на это отреагируют каталонские чиновники лица. Сейчас каталонская полиция приняла власть Мадрида. Будет очень важно увидеть, как хорошо Мадрид сможет «играть своими картами» и поддерживать стабильность повседневной жизни. Но в настоящий момент не все в руках центрального правительства: в действие был введен ряд законных процедур против каталонских чиновников. В зависимости от того, какие решения будут приняты, ситуация в Каталонии может стать более непредсказуемой.

Лишь каталонский президент Карлес Пучдемон мог избежать ситуации, в которой мы находимся сегодня, а именно  провозгласив выборы, как мы все и ожидали в драматический день, в четверг 26 октября, когда он в конечном итоге передал решение парламенту, точно зная, что дальше случится.

Сейчас призыв к выборам через статью 155 очень приветствуется подавляющим большинством, потому что это единственный способ разъяснить ситуацию и узнать, какой позиции придерживается большинство людей. Это не решит проблему, но, по крайней мере, улучшит ситуацию. И надеюсь, это заложит основу для пересмотра и совершенствования испанской конституции для того, чтобы она лучше приспосабливалась к новым реалиям.

Относительно диалога, который предлагал Пучдемон, ни одна  сторона не была готова к нему, хотя они делали противоположный вид. Пучдемон говорил, что призывает к диалогу, но каждый раз называл независимость Каталонии предпосылкой. Рахой делал то же, начиная с нерушимости границ Испании. Никто из них не начинал настоящий диалог. У Рахоя не было другого выбора, кроме провозглашения статьи 155, но он и его партия годами так и не смогли решить проблему, так будто в какой-то момент она сама испарится.

Что касается двух итальянских регионов, и теперь Корсики, то здесь, как и в случае Каталонии, проблема имеет давние корни, в них нет ничего нового. Тенденция, связанная в историей, самоощущением, идентичностью, существовала в течение многих лет, но никогда не превалировала или заходила так далеко, как в случае Каталонии.

Наталия ПУШКАРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ