Богуславчане больше знают Валентину Ткач как художницу, женщина — ткачиха, учит изготовлять ковры для детей и взрослых. Но сейчас она одна в числе тех небезразличных горожан, которые отвоевывают свое право на безопасный и экологически чистый город. Рядом с ее домом — фабрика, которая принадлежит научно-производственному предприятию «Темп-3000». Шум среди ночи, дым из труб, которые не имеют очистительных фильтров, неприятный запах и, как следствие, ухудшение состояния здоровья, — на все это сетует местная громада. И просит лишь одного: если фабрику невозможно закрыть или перенести в другое место (хотя странно, как химически вредное предприятие оказалось по соседству с жилищным кварталом), то хотя бы установить очистительные сооружения, чтобы ее деятельность не вредила здоровью людей.
СКРЫТАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С такими заявлениями громада обращалась к мэру города, к руководству «Темп-3000», даже добились создания специальной комиссии, которая должна была бы выявить нарушения, но дело не сдвинулось с места.
«Меня включили в состав комиссии, которую создали от городского совета, но она оказалась некомпетентной, потому что в нее не пригласили экологов, представителей из департамента здравоохранения и тому подобное, — рассказала «Дню» Валентина Ткач. — В Богуславе работают две фабрики от «Темп-3000», одна из них — текстильная, к ней претензий нет. Но когда работает эта химическая сушилка, в воздух попадают опасные пары. Городской голова обещал, что проведут необходимые замеры воздуха, но ничего до сих пор не сделано. Так же не было обещанных проверок на предприятии».
«Прямо перед моим двором работает их химическая лаборатория. Она находится в таких непригодных ангарах, что все вылетает на улицу через щели, — продолжила пани Валентина. — Когда приходила комиссия, то они разбавляли клей ПВА. Но в действительности ткани обрабатывают сильными клеями, благодаря чему они не горят, но для здоровья человека это опасно. Эта химическая сушилка не имеет права здесь быть. Нет никаких резервуаров для химических веществ, это все стекает в канализацию. Каждую ночь слышим шум от работы турбины, потому что днем из-за жары рабочие не могут там работать. Новые фильтры не хотят ставить, потому что это стоит денег, и их менять каждые два месяца нужно. На фабрике предлагают поднять трубу выше, но это не выход, опасные вещества просто будут распространяться еще на больший радиус».
СИЛЬНЫЙ ОППОНЕНТ
Громада борется за чистую окружающую среду и свое здоровье уже много лет. Так, в 2012 году требовали тоже поставить очистительные фильтры на трубы. Но даже когда это требование было выполнено, спокойнее жителям не стало: на предприятии сжигали мусор и опасные остатки, и опять всей этой гарью дышали люди.
Местным активистам довольно непросто найти общий язык с таким мощным предприятием. Так, на сайте «ТЕМП-3000» идет речь, что оно единственное в Украине разработало и освоило производство огнестойких тканей из метаарамидного волокна. Работает на рынке с 1989 года и занимается производством средств индивидуальной и коллективной бронезащиты.
О фабрике год назад готовили публикацию-расследование журналисты «Нет — коррупции»: «В июне 2015 года предприятие приобрело небольшой гараж по адресу: город Богуслав, улица Стадионная, 12б. Покупка этого маленького помещения стала началом захвата земельного участка вокруг, ориентировочной площадью два гектара. Потому что только 23 апреля 2018 года был предоставлен в аренду земельный участок, который с 2016 года находился в самовольном использовании вышеупомянутым предприятием».
О захвате земли, которая находится в собственности громады, была проинформирована местная власть и депутаты, правоохранительные органы, Государственная экологическая инспекция Киевской области, Киевская областная прокуратура, Государственная архитектурно— строительная инспекция. Но никто из них не отреагировал должным образом.
«НЕДОСТАТКИ УСТРАНИМ»
Руководитель богуславской фабрики Юрий Бриндас в беседе с «Днем» заверил, что проблему разрешают: «Недавно комиссия проверяла проект, ничего мы не жжем вредного. Жжем только дубовые брикеты, которые не загрязняют воздух. Относительно шума, мы договорились, что максимум через две недели этот недостаток устраним. Привезем все необходимые материалы, будем строить стены, чтобы местным жителям ничего не было слышно. Если будут какие-то предписания по результатам проверки, что нужно устранить какие-то нарушения, тогда будем на них реагировать. Комиссия также взяла на проверку наши разрешительные документы на деятельность. А то, что перед выборами мы должны так резко реагировать (на упреки громады. — Авт.), это ничего не означает».
К сожалению, истории наподобие богуславской — не одиночны.
Первое, что должна делать громада в таких случаях, объединить усилия.
Второе — разгласить о проблеме всеми возможными средствами.
И самый мощный инструмент — законодательная плоскость. Больше года в Украине действует закон об оценке влияния на окружающую среду. Если бы богуславская фабрика открывалась сейчас, должна была бы пройти путь общественного обсуждения, подготовки отчета из ОВОС, получить согласование областного департамента экологии или Минприроды.
Но как заверила эксперт МБО «Экология-право-человек» Ольга Мелень-Забрамная, кроме закона об ОВОС, есть другие способы юридического решения подобных конфликтов: «Громаде нужно обращаться в Государственную экологическую инспекцию и «Держпродспоживслужбу», они должны проверить, что были достройки-перестройки на предприятии, какое оборудование устанавливалось. Если их деятельность подпадает под закон ОВОС, а это должна была бы выяснить тоже Госэкоинспекция, тогда предприятие должно проходить эту процедуру. Нужно выяснить, есть ли разрешения на выбросы, потому что без этого не имеет права работать предприятие. Нужно следить на сайте городского совета, какие решения принимались относительно земельного участка, то есть по максимуму собрать информацию о работе предприятия».
Конечно, путь достаточно длинный. «День» со своей стороны будет следить за развитием ситуации.