Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неформатный Александр Миловзоров

В Национальном музее украинского народного декоративного искусства открылась выставка произведений известного мастера
13 ноября, 2020 - 11:30

Экспозиция называется «Дары музея». Это уже второй этап передачи творчества известного киевского художника в коллекцию музея. Миловзоривские дары, представленные на этой выставке, ярко демонстрируют палитру талантов известного художника. Это работы, созданные из разных материалов — металла, керамики, стекла, фарфора, а также графика.

ГЕРБОВЫЙ ЗНАК

Среди подаренных произведений — керамические композиции «Благовещение», «Складень», панно «София Киевская», серия ваз «Архитектурная», бокалы «Праздничные», декоративные керамические тарелки, кувшины, чашки красные, графическая серия «Словарь античной керамики» и много других удивительных, ироничных наполненных глубоким смыслом работ.

Произведения Миловзорова — многослойны. Просто пробежать взглядом и все понять — нельзя. Нужно с ними установить контакт, и только тогда начинается момент сопереживания. В каждой его работе есть преодоление сопротивления, и это, пожалуй, его творческое кредо «, — рассказывает искусствовед и жена художника Светлана ЧОРНОБОРОДОВА. — Например, работа «Биомеханический организм» — это гимн жизни. Мы видим, как живая природа пробивается сквозь металл, который несет цивилизация и нужен в нашей жизни. И эта круговерть возвращает нас снова к природе, которую мы насилуем со всех сторон, но она побеждает. Это и гербовый знак Александра Миловзорова, ведь он сам такой. Как бы его не крутила и скручивала жизнь, он остается сильным и жизнеутверждающим человеком ..

ДИМА ИЗ МИРОНОВКИ

Следует добавить, что глубокий смысл произведений художника удивительным образом сочетается с тонкой иронией. Взять хотя бы керамическую композицию «Поздние записи». Она рассказывает о том, что сначала в древних храмах были мозаики, со временем их закрашивали, что-то меняли и, к сожалению, в худшую сторону, как утверждает сам художник. Затем храмы вообще начали разрушать и на обломках наших святынь стали появляться надписи наподобие «Петя и Вася были здесь».

И в «Поздних записях» мы видим аналогичные надписи: «Дима из Мироновку». Оказывается, Дима, увековеченный в художественном произведении Миловзорова, — настоящее действующее лицо в художественной жизни автора. «Художники хорошо помнят, что Дима был инструктором ЦК компартии и осуществлял кураторство над Союзом художников Украины, а с ним и идеологическое давление на художников, в том числе и на керамистов», — вспоминает Александр Петрович.

Еще одна изюминка с «секретом — это серия графических работ, посвященная античной мифологии. Ее авторская название — «Словарь античной мифологии», то есть это своеобразная азбука для художников.

 — Когда я был студентом, мы изучали, что в античной керамике очень много разных форм. Поэтому в каждой работе этой серии я нарисовал красным цветом форму какого-то сосуда, начиная с амфоры. Всего их около тридцати наименований, — объясняет художник.

БЛАГОВІЩЕННЯ

Его любимый античный герой — это Вакх, бог виноделия. И это неудивительно, ведь сам художник является большим жизнелюбом и ему импонируют и праздничное настроение и приятное общество.

ЛЮБИМЫЙ МУЗЕЙ

Такие щедрые дары редко получает музей, отмечает генеральный директор Национального музея украинского народного декоративного искусства Людмила Строкова. Это явление объясняется просто: Александр Петрович любит музей, с которым его связывает давняя дружба, начиная еще с тех лет, когда художник писал этикетки для музейного учреждения, что было тоже искусством.

СКЛАДЕНЬ

— Это был 1955 год. Я учился в Киевском училище прикладного искусства, которое находилось на территории бывших келий Киево-Печерской лавры. А рядом, в корпусе №19 шел монтаж экспозиции и готовился к открытию Музей народного декоративного искусства. Дирекция пригласила нескольких учеников из нашего училища писать этикетки. О компьютерах тогда еще никто не слышал. И этикетки мы писали тушью, перьями с натиском, печатными буквами на тонком, грунтованном бронзовой пудрой, картоне, — вспоминает ныне известный художник

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

Тогда он и не подозревал, что именно в этом музейном заведении пройдут три его персональных выставки и около сотни своих лучших произведений он подарит музею, который хранит настоящие художественные сокровища и, как магнит, притягивает художников, которые их создают.

Но сначала мастеру, который три года провел в Дрездене, находясь на службе в армии и попутно изучая коллекции музейных фондов города, шесть лет в Ленинграде, учась у опытных преподавателей «Мухинки» (ныне — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л.Штиглица), пришлось отстаивать свои художественные убеждения.

КЛОН 1. КЛОН 2

— Для меня было важным четко определить место именно профессионального декоративного искусства в стране, — подчеркивает Александр Миловзоров.

Поэтому последовательно, шаг за шагом, он воплощал свою позицию в жизни прежде всего своим талантом и творчеством, подкрепляя их незаурядными организаторскими делами.

Так, в 1986 году на съезде художников Украины он добился разделения секций на профессиональную секцию декоративно-прикладного искусства и секцию народных мастеров, из которой впоследствии сформировалась отдельный союз.

БОЛЬШОЙ ПРОРЫВ

— Молодые люди сегодня, к сожалению, не знают о тех драматичных годах, когда Александр Миловзоров только начинал. Я хочу вспомнить о той выставке, которую сделали мастера монументального и декоративного искусства в Киевском политехническом институте. Это был конец 1980-х, когда Союз художников Украины всеми руками и ногами держался за соцреализм — рассказывает Ольга ПЕТРОВА, художница, доктор философских наук. — Это была не просто выставка, это был обвал соцреалистической системы. Сегодня смелым может быть каждый, дай Бог только идей и таланта. А когда молодые художники выставляли свои работы в политехническом институте — это был большой прорыв к свободе творчества.

БІОМЕХАНІЧНИЙ ОРГАНІЗМ

Работы Миловзорова — смелые, парадоксальные, необычные. Глядя на них, нельзя сказать, что художник в почтенном возрасте. Ему столько лет, сколько авангарду и поставангарду в частности. Его произведения останутся молодыми, ведь в них есть ирония, игра, которая заставляет зрителя играть с образами в свой образ. Это признак авангардного мышления.

«ДОБРОЕ ХУЛИГАНСТВО»

— Главная черта личности мастера и его творчества — это искренность «, — отмечает куратор выставки, научный сотрудник музея Ирина БЕКЕТОВА. — Искренность не только в человеческих отношениях, что притягивает к себе настоящих друзей. Это качество проявляется и в его произведениях — молодых и современных, в которых есть много «хорошего хулиганства». Они понятны не только его поколению, но и сегодняшней молодежи.

Еще одна черта характера Александра Миловзорова — ответственность. Интеллектуал и перфекционист, он очень внимательно подходит к выполнению любой работы. Я помню, когда была первая выставка его произведений в нашем музее, Александр Петрович сделал макет галереи, на котором был указан каждый подиум и каждое представленное произведение ...

Сегодня это кажется странным, но во времена, когда создавались работы, представленные в экспозиции, Александр Миловзоров не представил их на выставках, ведь они не вписывались в нужный «формат». А сейчас миловзоривские дары могут посмотреть все желающие, ведь они и были созданы художником для всех, кто любит и интересуется настоящим искусством.

Марина Марченко. Фото предоставлены организаторами выставки
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ