В Киеве представлена новая программа Юрия Андруховича и группы «Карбидо».
«Абсент» — третья часть музыкально-поэтической трилогии, авторами и исполнителями которой являются украинский поэт Юрий Андрухович, польско-швейцарская группа «Карбидо» и виджей-группа «Куб» (виджеинг — это сценическое сочетание музыки с монтированным изображением, часто в живом режиме), презентованная в Большом зале НМАУ. Напомним, предыдущими частями трилогии стали альбомы «Самогон» (польское издание — 2006, украинское — 2008) и «Цинамон» (соответственно 2009 и 2010). Как сами альбомы, так и их концертные воплощения на сценах Украины и Польши стали заметным, широко обсуждаемым явлением современной культуры.
Создатели «Абсента» представляют его как оригинальный, длительностью от 60 до 80 минут, саундтрек к нереализованному фильму по мотивам романа Юрия Андруховича «Перверсия», причем режиссером фильма указан главный герой «Перверсии» Станислав Перфецкий. По утверждению авторов, название «Абсент» является своеобразным парафразом на тему любимого напитка всех декадентов, который, переламываясь через «тексты Перфецкого», несет в себе весть о Полынной стране (Украина после Чернобыля) и ее болезненном отсутствии (английское absinth взаимодействует здесь с absent, означающим «отсутствие») в современной Европе. Активным отрицанием этого отсутствия является сотрудничество в проекте Польши и Украины, и не только Юрия Андруховича и «Карбидо», но также украинских и польских видеоартистов.
Самое главное впечатление — «Абсент» — это полноценное шоу в двух частях, в котором преобладают именно визуальный и музыкальный компоненты. Работу «Куба» сложно переоценить: к песням в первой части, когда музыканты и Андрухович находятся за экраном, они не просто подобрали или создали образы, которые наиболее соответствовали настроению той или иной композиции, а еще и задали необходимый ритм монтажа, благодаря чему музыка и экранное изображение воспринимались как единое целое.
«Карбидо» — искусные музыканты с невероятно пластичным мышлением. Кажется, нет стиля, который не был бы им подвластен: от рэгги до авангардного джаза, от рока психологического до рока жесткого, однако каждый раз это именно их звук, их уникальная манера — эклектики нет и близко. Под каждый текст Андруховича они подобрали именно такой аккомпанемент, который кажется единственно возможным.
Андрухович исполнял как старые тексты, так и фрагменты, созданные специально для шоу. Иногда пел (менее удачно, чем в том же «Цинамоне»), чаще — декламировал, в любом случае чувствовались немалый опыт живых выступлений и умение держать зал. В общем, получилось идеальное концертное соответствие романа, что автору этих строк довелось увидеть впервые.
В самом начале, еще в 2005-м, когда вышел «Андрухоид», созданный нашим поэтом и польским трио Миколая Тшаски, чтение под музыку казалось лишь интересным дополнением к уже отработанной форме поэтического концерта. Сегодня же этот эксперимент достиг пика, став образцом синтетического жанра на пересечении литературы, музыки и видеоарта. А собственно Андрухович не превратился в рок-звезду, остался поэтом — просто теперь поэзия перешла в искусство жеста.