Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Три радости» Владимира Свидзинского

25 октября, 2011 - 19:14

 

К 70-летию со дня гибели поэта театр «Мушля» представил первую в Украине сценизацию его произведений.

18 октября исполнилось 70 лет со дня гибели украинского поэта Владимира Свидзинского. (В 1941 году энкавэдисты сожгли его вместе с другими арестантами в заброшенном здании под Харьковом). Владимир Свидзинский принадлежит к писателям, которые окончательно не реабилитированы в украинском литературном пространстве после интеллектуальной ссылки. Однако ему еще предстоит сказать свое слово. Ведь, как считает составитель двухтомника «Володимир Свідзінський. Вибрані твори» (2004 г.) и издания сказок «Чудесна тростка», которые вышли в этом году, доктор филологии Элеонора СОЛОВЕЙ, история писателя — это «история о поэте-нонконформисте, внутреннем эмигранте, который, невзирая на внешнюю тихость и скромность, оказался человеком, способным на сопротивление большой силы».

Во вторник Киевский театр поэзии «Мушля» в сотрудничестве с Киевской академической мастерской театрального искусства «Сузір’я» представили спектакль «Три радости» по произведениям Владимира Свидзинского, посвященный 70-летию его смерти. Спектакль вошел в цикл поэтических постановок «Созвездие поэзии», созданный по инициативе художественного руководителя театра Алексея Кужельного. Кстати, идея осуществить постановку по произведениям Владимира Свидзинского возникла у Алексея Кужельного во время лекции Элеоноры Соловей.

«Три радости» — первая сценизация произведений Свидзинского. Название — символичное. «Три радости у меня неотъемлемые: одиночество, труд, учеба», — писал поэт.

В камерной атмосфере мастерской «Сузір’я» участники постановки — ведущая телесериала «Игра судьбы» Наталка Сопит, редактор «5 канала» Елена Степаненко, лидер группы «Холодне сонце» Василий Гоцко, актриса Киевского театра поэзии «Мушля» Ирина Бондаренко, студентка 5 курса актерского факультета КНУКиИ Дарья Кривошей, певица, композитор, автор музыки к спектаклю ILLARIA под руководством режиссера Сергея Архипчука — с помощью музыки, ритмики и слова попытались передать внутреннюю тональность поэзии Свидзинского. Элеонора Соловей считает, что им это удалось. «Можно спорить о деталях, но предложена интересная и убедительная версия, очень тонкая и филигранная. Художественная ценность и подлинность того, что они предлагают, меня невероятно растрогала», — отметила литературовед.

Действительно небольшой зал мастерской был заполнен до краев. Сценизация поэзии Владимира Свидзинского наряду с открытием 14 октября мемориальной доски в Каменце-Подольском на доме, где поэт жил с семьей, наряду с выходом книг — еще один шаг к его возвращению. Точка невозвращения, как считает Элеонора Соловей, уже пройдена. Однако нужно еще немало усилий.

— Запоздалое открытие Свидзинского в украинской литературе — сенсационно и в то же время требует, чтобы его подтверждали, доводили до сознания людей, — считает исследовательница. — Подобные сюжеты есть во многих литературах — запоздалым и неожиданным было открытие Эмили Дикенсон, Федора Тютчева. Вернуть великого поэта на надлежащее место всегда трудно, потому что это связано с изменением канона. Однако двухтомник «Володимир Свідзінський. Вибрані твори» абсолютно неопровержимо засвидетельствовал, что в украинской поэзии ХХ века это одна из самых ярких звезд. Свидзинский очень современный, он не имеет никакого привкуса архаичности, и его прочтение, предложенное театром «Мушля», отчетливо это доказывает.

Виктория СКУБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ