В Донецке объявлены имена победителей VII Международного конкурса артистов балета имени Сержа Лифаря. Гран-при получил солист Национальной оперы Украины, 25-летний Андрей Писарев. «Довеском» к награде стала премия в 20 тысяч долларов — беспрецедентная для балетных конкурсов сумма.
Высокую конкуренцию в старшей мужской группе специалисты предрекали заранее. Ведь в этой категории победу завоевывали сильные танцовщики с Украины, России, Казахстана и Южной Кореи. Кое-кто из них, как Нурлан Конокбаев, уже бывали в Донецке на Международном фестивале «Звезды мирового балета». Но подавляющая часть участников приехала в шахтерскую столицу впервые.
— Мне кажется, что первый и второй тур — это был какой-то шквал открытий и новинок, — сказал художественный руководитель Донецкого национального академического театра оперы и балета Вадим ПИСАРЕВ. — А на третьем туре многие, от кого ожидали больших результатов, переволновались...
В третьем туре конкурсанты выступали в сопровождении симфонического оркестра театра. За дирижерским пультом стояли (по очереди) дирижер Донецкой оперы Виктор Олийнык и народный артист России Михаил Банк.
Нужно отметить, выполняя вариации из балета «Пламя Парижа», Андрей Писарев действительно был непревзойденным! Жюри во главе с выдающимся хореографом Юрием Григоровичем присудило украинцу Гран-при. Первую премию среди юношей получил Айдос Закан из Казахстана, у девушек — донетчанка Светлана Бедненко. В младшей и самых младших возрастных группах не нашлось достойных претендентов на «золото» среди мальчиков, потому первую и вторую премии жюри решило не присуждать. Среди девушек лучшими были София Матюшенская (Молдова) в группе «Пти Серж Лифарь» и Катерина Чебыкина в младшей возрастной группе.
Кстати, сын народных артистов Украины Вадима Писарева и Инны Дорофеевой — Андрей Писарев одержал победу в свой день рождения — 1 апреля. Донецкая сцена для артиста — родная, ведь здесь он предпринимал первые шаги как ученик школы хореографического мастерства. Впрочем, отец, не входивший в состав жюри, проявил очень придирчивое отношение к сыну.
— Конечно, я рад и где-то в душе горжусь, что Андрей в свой день рождения получил Гран-при. Но глядя со своей «колокольни» — я бы отдал ему «золото»... Возможно, потому что я обращаю внимание на какие-то профессиональные моменты: насколько удачно выбрана современная хореография, насколько соответствует костюм. Я всегда был очень требовательным к себе, и к сыну — тоже, — объяснил Вадим Писарев.
Как вспомнила народная артистка Украины, педагог-репетитор Национальной оперы Алла ЛАГОДА, именно вариации из «Пламени Парижа» в свое время принесли славу Писареву-старшему. «Помню, Вадим на экзамене так танцевал, что восторженная комиссия попросила: «Мальчик, не мог бы ты повторить?» Педагог отметила, как позитивный, тот факт, что в Донецке участие в конкурсе приняли все профессиональные хореографические школы страны.
— Настораживающей тенденцией становится участие непрофессиональных школ. Это платные учебные заведения, а если решающее слово — за деньгами, то искусство нередко отступает на второй план. Возможно, это не декларируется, но сцена обнажает проблему со всей очевидностью, — подчеркнула Алла Лагода.
Председатель жюри Юрий Григорович заверил, что яростных споров среди судей не было: ведь собрались профессионалы своего дела. «В свое время классика была основой конкурсов, постепенно добавлялся современный танец, — выразил свое виденье мэтр балета. — А теперь установилось равноправие. К тому же этот конкурс — не только для артистов, но и для балетмейстеров».
В этом году молодые хореографы должны были представить одну композицию на музыку Сергея Прокофьева. Таким образом в Донецке решили отметить 120-летие со дня рождения земляка — всемирно известного композитора. Первое место жюри отдало украинцу Сергею Кону и его «Балладе о друге» на музыку Прокофьева. Интересной оказалась «произвольная программа» балетмейстеров: поразили «Reflections» на музыку Грига в постановке Кирилла Радева из России и «Мать» Дмитрия Залеского из Беларуси, где были использованы мотивы грузинской и армянской народной музыки.
Всего в конкурсе приняли участие более 160 участников из 16 стран мира. Призовой фонд составлял 110 тысяч долларов. Такого масштабного конкурса танцовщиков в Донецке еще не было: как сообщалось, конкурс имени Сержа Лифаря «переехал» из Киева через пять лет после забвения. Предполагается, что он и в дальнейшем будет проходить раз в два года. Звание победителя или дипломанта конкурса дает возможность молодому артисту сделать неплохую карьеру и принимать участие в гала-концертах наравне с опытными мастерами сцены. А вот каким путем пойдет хореография в ближайшие годы, балетные авторитеты прогнозировать не берутся.
— Очень трудно быть пифией и рассказать, что случится дальше, — развел руками Юрий Григорович. — Ведь система классического балета много впитывает у себя того, что идет из бытового танца, даже из физкультуры. Помню, когда советский балет впервые приехал на Запад, кавалеры там не могли поднять дам, они просто не занимались этим никогда. А теперь там сложилась замечательная практика балетного кавалерства, они переняли ее у нас и прекрасно с этим справляются. Есть современный танец, где абсолютно свободная пластика, и выработать единую систему мы не смогли. Много направлений, много поисков, намного меньше находок. Тем не менее, танец развивается очень быстро и имеет популярность.
P. S. В Киеве, на Родине Сержа Лифаря, тоже вспоминали выдающегося танцора и хореографа ХХ века. В Национальной опере Украины состоялся гала-концерт «Серж Лифарь де ля данс», в котором киевские мастера показали публике лифаревские балеты — «Сюиту в белом» и «Утреннюю серенаду». Это — шедевры неоклассической хореографии. «Сюиту...» на музыку Э. Лало в 2001 г. возродили на украинской сцене коллеги Сергея Михайловича — Кристиан Власси (прима парижской Гранд-опера) и Жильбер Майер (французский хореограф). В гала-концерте главные партии исполнили: Елена Филипьева, Анна Дорош, Татьяна Голякова, Сергей Сидорский, Татьяна Лезова, Максим Чепик и другие. А «Утренняя серенада» на музыку Ф. Пуленка появилась в афише Национальной оперы в 2006 г. (ее «отреставрировал» французский хореограф Оливье Пате, Гранд-опера). Солистами выступили Татьяна Голякова и Андрей Гура (дирижер Алексей Баклан).