Накануне дня рождения Николая Гоголя (1 апреля) в Национальном культурном центре Украины в Москве состоялась презентация авторской энциклопедии-хроноскопа «Гоголевская Москва». Ее автор Владимир Мельниченко — доктор исторических наук, лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко, генеральный директор Центра.
Владимир Ефимович рассказал, что после выхода в свет авторской энциклопедии-хроноскопа «Шевченковская Москва» его не покидала мысль о создании подобного труда с Гоголем в главной роли. Он напомнил, что писал Тарас Шевченко: «Я никогда не перестану сожалеть, что мне не удалось познакомиться лично с Гоголем. Личное знакомство с подобным человеком неоценимо...» Это искреннее признание Шевченко, выраженное в письме к общей знакомой двух гениев Варваре Репниной, теребит душу, требует нашего особенного внимания к Гоголю, прежде всего, к его украинскости, которая в Москве всегда была маргинальной.
По мнению В. Мельниченко, многое из московской жизни Гоголя требует пристального внимания, свежего акцента, решительного освобождения из вековой полутьмы. Поэтому исключительной особенностью данного энциклопедического издания является то, что его структура и содержание предопределены своеобразным авторским взглядом на Москву сквозь призму неистребимой украинскости Гоголя, который в июне в 1834 г. написал своему земляку Михаилу Максимовичу о самом главном — жизни «ради всего нашего, ради нашей Украйны, ради отцовских могил...» Первый раздел «Я в Москву приехал» (Москва в гоголевские времена) помогает читателю погрузиться в атмосферу тогдашней Первопрестольной, почувствовать ритм ее жизни, посмотреть на город глазами Гоголя. Во втором разделе «Я намереваюсь основаться в Москве» (даты и события) в хронологическом порядке рассматриваются, описываются и анализируются все приезды Гоголя в Москву, начиная с 1832 года. Особенное внимание, естественно, приковано к украинским сюжетам московского пребывания Гоголя. Раздел «В Москве у меня есть приятели и друзья» (хронология судеб московских украинцев — друзей Гоголя) посвящен отношениям Николая Васильевича с Михаилом Щепкиным, Осипом Бодянским, Михаилом Максимовичем, Михаилом Погодиным и другими известными москвичами того времени. В четвертом разделе «Москва моя родина» (энциклопедические термины), который занимает почти половину книги, обособлены самые значительные имена, названия, площади, улицы и переулки, другие сведения по данной проблеме. Характерной особенностью этого раздела стало то, что москвоведческие термины впервые всплывают не только в контексте пребывания в Первопрестольной Гоголя, но и Шевченко.
Принципиальная новизна издания в том, что в пятом разделе «Адресуйте мне в Москву» составлена самая полная картина памятных адресов, связанных с великим украинцем в контексте Москвы именно гоголевских времен. Наибольшую работу в этой области провел в свое время Борис Земенков, который в книге «Гоголь в Москве» составил перечень «памятных мест в Москве, связанных с жизнью и творчеством Н. В. Гоголя». Но если у Земенкова названо чуть больше 100 объектов, то в книге «Гоголевская Москва» — свыше 170!
Не менее интересно издание и богатым иллюстративным рядом, представленным памятными местами, в том числе храмами, которые не сохранились (они поданы в том виде, в котором были зафиксированы в ХІХ веке, то есть в гоголевские времена), и достопримечательностями, которые сохранились (поданы в современном их виде). Последние — это дома, где бывал Гоголь, церкви, монастыри и т. п. Есть среди этих фотографий несколько, которые вообще напечатаны впервые, скажем, икона Спаса Нерукотворного, восстановленная на Спасской башне Кремля в 2010 году, перед которой Николай Гоголь снимал шапку, входя в Кремль, или дуб ХІХ века в Ботаническом саду Московского университета, который помнит Гоголя.
Капитальный труд объемом более 800 страниц привлек пристальное внимание. Наиболее интересным на презентации было выступление известного гоголеведа, лауреата Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко, доктора филологических наук, профессора, главного научного сотрудника Института мировой литературы им. М. Горького Юрия Барабаша. Эта книга, отметил ученый, лишена наименьшего желания кому-то подыграть, и базируется только на одной цели — изложить истину о Гоголе. Но как ее обрести? Автор пошел наилучшим путем изучения фактической основы: кто Гоголь как человек, как писатель и как явление национального и всемирного духа. Ответы на эти вопросы стали фундаментом книги, именно это и привлекает, и делает ее выдающимся явлением в современном гоголеведении.
Во-первых, поражает глубина обработанного, осмысленного и поданного материала. Во-вторых, скромно обозначенная как авторская энциклопедия-хроноскоп, книга, без преувеличения, фактически является настоящей энциклопедией «Гоголь и Москва», ведь до сих пор такого материала еще не было, нет и, вряд ли, скоро будет, разве что, если сам автор не дополнит его спустя некоторое время.
Юрий Яковлевич отметил, что ученый не обошел и узловые, спорные проблемы, как например Гоголь и Украина, Гоголь и его русскоязычность, и роль, как сказал Иван Франко, «гениального украинца» в русской литературе. Причем нужно отдать должное В. Мельниченко в том, что он принимает во внимание абсолютно разные точки зрения на эти сложные, а временами, даже болезненные вопросы и выражает собственное, научно обоснованное мнение.
По мнению Ю. Барабаша, будучи фундаментальным трудом, это и личностная книга. Удивительным образом автор соединил обстоятельность своей позиции с позитивным субъективизмом. С первых строк вступления и до последних послесловия — чувствуешь щемящую ноту. Москва сыграла в жизни Гоголя огромную роль, но в конце своего жизненного пути он мысленно возвращался в Украину: незадолго до смерти ему недоставало Украины, украинской земли и родной Полтавщины. И именно за эту ноту ученый особенно поблагодарил автора.
Ученый отметил, что в свое время издал книгу сравнительно-типологических студий о Гоголе и Шевченко. И если бы «Гоголевская Москва» с ее информационной мощью вышла до того, он бы написал свой труд совсем иначе.