Ректор, избранный коллективом Донецкого национального университета, отказался от должности «по состоянию здоровья».
Коротко напомним хронику событий, которые более полугода сотрясают крупнейший вуз на востоке Украины. 29 июля министр образования Дмитрий Табачник, не получив от ректора ДонНУ Владимира Шевченко (по словам последнего) добровольного согласия на уход с должности, освободил его своим приказом. Исполняющим обязанности руководителя университета был назначен декан одного из факультетов Петр Егоров. Эта кандидатура открыто поддерживалась отраслевым министерством, но на конференции трудового коллектива 10 декабря большинство голосов неожиданно получил независимый самовыдвиженец, заведующий кафедрой экономической кибернетики Юрий Лысенко. Несколькими днями позже в квартиру новоизбранного ректора неожиданно постучали правоохранители с ордером на обыск. Искали якобы финансовые документы, которые свидетельствовали бы о причастности к незаконным сделкам с бюджетными средствами жены Лысенко главбуха университета Татьяны Лев. Впоследствии эту пожилую женщину побили у ее собственного подъезда незнакомые, не забыв цинично уточнить: «Это тебе за мужа». Ну а удар «в нокаут» «неслуху» нанес Киевский окружной административный суд, запретив Министерству образования заключать контракт с победителем избирательной гонки. Решение было принято на основе иска преподавателя столичной Национальной академии внутренних дел Александра Корыстина, который внезапно также заявил претензии на должность ректора в Донецке.
Накануне первого судебного заседания, назначенного на последние дни января, Юрий Лысенко еще демонстрировал боевой дух, туманно сообщая прессе (которая внимательно отслеживала конфликт) о планах процедурных атак, составленных для него юристами. Хотя первые признаки сомнений относительно его поведения уже обозначились. В частности, обнародуются заявления, которые трудно не расценить как конъюнктурные: о желании срочно вступить в правящую Партию регионов, намерениях построить на территории ДонНУ православный храм Московского патриархата. Конечно, это заметно уменьшало число сторонников Лысенко среди либеральных «универовских» преподавателей. Еще немного, и коллектив Донецкого университета был бы поставлен перед классической, до блеска отработанной схемой всех украинских выборов: наименьшее зло из двух возможных. Но острый конфликт вокруг ректорского кресла разрешился проще. Когда судебные слушания по делу без видимой причины были перенесены еще на месяц, 65-летний научный работник не выдержал. Как сообщила его личный адвокат Екатерина Кутня, Юрий Григорьевич подал в министерство заявление о самоотводе. — Прогнозируют, что этот марафон вообще может затянуться до сентября, и зачем я буду рисковать здоровьем. Тем более, я не увидел перспективы, которая может привести к ректорству, — честно признал профессор.
Узнать о последующих планах побежденного Юрия Лысенко непросто — теперь он систематически «сбрасывает» на мобилке звонки представителей масс-медиа, поддержкой которых охотно пользовался до недавнего времени. Однако на кафедре экономической кибернетики ДонНУ, которой заведует Лисенко, при условии анонимности, согласились сообщить, что каких-то кадровых потрясений в ближайшем будущем там не ожидают. Судя по всему, не происходит также активных следственных действий в отношении Татьяны Лев (которая на днях, от греха подальше, тихо уволилась из университета). К этому стоит прибавить, что бывшему руководителю вуза Владимиру Шевченко, который на выборах активно поддерживал независимого кандидата, приказом из столицы недавно присвоили не совсем понятное, однако, без сомнения, престижное звание почетного ректора. Остается разве что перечислить версии, которые бы объясняли, зачем вообще было затевать громкую историю с изменением действующих лиц в ректорском кабинете ДонНУ. Первый вариант: в университете действительно имели место серьезные финансовые злоупотребления. Перед тем, как уголовное дело расшевелили бы следователи, из-под огня решено было вывести В. Шевченко — все же единственный среди донецких ректоров действительный член Национальной академии и Герой Украины. При случае поставив у штурвала какого-то нового, надежного и проверенного человека. Но события, как мы помним, неожиданно пошли вопреки сценарию.
Версия вторая: «ректорская рокировка» с самого начала затевалась с целью вывести наверх многолетнего декана учетно-финансового факультета Петра Егорова. Некоторые региональные эксперты утверждают, что за операцию ответственна молодая генерация «донецких», оставленная присматривать за регионом отцами, которые, в свою очередь, направились завоевывать столицу. Мол, «крутые пацаны» поколения 90-х окружали себя уголовниками, готовыми на все. Нынешние также создают вокруг себя неформальную сеть влиятельных лиц, но это уже работники прокуратуры, налоговой милиции, банковские топ-менеджеры. Попробуйте догадаться, где, на каком факультете эти ребята получают дипломы о высшем образовании, когда отсутствие университетской корочки начинает тормозить развитие карьеры.
Наконец, из научных кругов «шахтерской столицы» выплыл еще один дополнительный мотив. Как известно, в Украине с недавних пор активно дискутируется тема создания так называемых академических университетов, таких себе интегрированных исследовательско-образовательных центров, где бы процесс подготовки высококвалифицированных кадров совмещался с реализацией инновационных задач. На Западе аналогичные схемы замечательно себя зарекомендовали. У нас, для начала, якобы определены адреса пилотных проектов: дважды Киев, Харьков и Львов. В перечне Донецк отсутствует, и академик В. Шевченко обязательно выступил бы против такой дискриминации, используя все свои руководящие рычаги. В нынешнем же своем статусе, подаренному, словно шуба с барского плеча, почетному ректору остается лишь молчать и благодарить. Так или иначе, а впереди у Донецкого национального университета, нужно понимать, повторные выборы руководителя. Прогнозируется, что в этот раз коллектив, наученный грустной историей с Лысенко, без сопротивления сделает «правильный» выбор.
Еще об одном хочется сказать. Несколько месяцев назад группа преподавателей и студентов ДонНУ выступила с идеей присвоить вузу имя его гениального выпускника поэта Василя Стуса. Начинание активно поддержал, в частности, «День», но объединенными усилиями донецких украинофобов благородное дело таки похоронили. Тогда казалось — получилось несправедливо. Ныне понимаешь: может, Бог уберег.